Олег Долин представил новую сценическую версию чеховского рассказа «Ионыч», где главные герои проходят мимо любви и теряют свой шанс на семейное счастье. Режиссер сосредоточился не только на драматургии, но подчеркнул элементы комического и трагического в произведении, стараясь высветить особый подход Чехова к описанию человеческих страстей.
Важной частью спектакля с элементами комедии дель-арте становятся воображаемые персонажи. То, что наполняет наш мозг и кажется нереальным, может воплотиться в навязчивые мечты. Безобидные и комичные, эти незваные гости делают ошибки смешными. При этом финал «усмешки судьбы» оборачивается трагедией.
Речь идёт о непрожитых жизнях, о несостоявшемся счастье, о пресечении рода и, в конечном счете, предчувствии гибели русской дворянской культуры, которая случится через 20 лет после выхода «Ионыча» в свет.
Дуэт Аси Домской (Котик) и Юрия Поляка (Старцев) разворачивает перед нами чеховскую версию отвергнутой любви, аналогичную той, которую Пушкин вывел в «Евгении Онегине». Искусство изображения чувств героев этой пары даёт понять, что перед нами — не рядовой флирт, а единственная любовь, которая формирует судьбу.
Увы, Котик лишена духовной мудрости Татьяны Лариной, но актриса показывает нам, что ошибка героини осознаётся ей в полной мере. Долин делает её главным героем спектакля, поскольку трагедию Ионыча спровоцировала именно она, потерявшая духовные ориентиры.
Здесь нет роковой дуэли, показной холодности или надменности при проявлении чувств. Но русская женщина, на образе которой держались все великие произведения русской литературы, предпочла семейному счастью абстрактные цели, и оказалась одна на пепелище домашнего очага. Раздавленная жизнью, брошенная в своем одиночестве, Котик уверенно принимает трагичное на себя. Она гасит пламя любви, предпочитая форму содержанию.
Даже в блистательно реализованной сцене на кладбище, где Котика нет, но есть множество рано ушедших молодых девушек, ощущается её присутствие. Здесь ещё полный надежд Старцев принимает свой терновый венец. На следующий день он делает предложение, и получает отказ, к которому был подготовлен воображением.
Юрий Поляк делает своего героя обаятельным, мужественным и искренне влюбленным. Кажется, что даже по прошествии лет он всё так же любит свою несостоявшуюся невесту. В этом образе — оправдание несчастного холостяка, который хранит верность образу той, кто ему отказала. Он не разрешает никому этот образ менять, и не признает случившейся перемены. Его деградация затем кажется нам формой самоуничтомжения, желанием укрыться в скорлупе.
В разные годы произведение Чехова воспринималось по-разному, но в основе критики чаще всего лежало прочтение провинциальной рутины, которая раздавила героев. Долин по-иному смотрит на Город С., наполняя его бурной духовной жизнью, где прекрасная музыка порождает море чувств.
Разве скучна традиционная Россия? Была бы в действительности беспросветной тихая сельская жизнь, если бы сентиментальная Котик и романтичный Старцев реализовали своё семейное предназначенье? Ни в коей мере это не так.