21-23 июня 2016 года в театре Б.А. Покровского, любезно предоставившего свою сцену проекту под названием «Мир Новой Оперы» (NewOperaWorld), состоялась премьера «Паяцев» Р. Леонкавалло (Pagliacci, Ruggero Leoncavallo). По словам вдохновительницы и директора проекта Анны Селивановой, руководитель театра, открытый молодёжи и стремящийся ей содействовать, с готовностью принял проект под своей крышей.
Проект, идея которого давно реализуется в мире, представляет собой месячный летний тренинг для молодых (и не только) профессионалов оперного искусства, который позволяет им попробовать себя в большой постановке и получить уроки от мастеров. Часто результатом участия в такой «лаборатории» является трудоустройство блестящих талантов на крупнейших мировых сценах.
Вокалисты при этом оплачивают за курс 40’000 руб, дорогу и проживание, инструменталисты оркестра участвуют в проекте бесплатно.
В первом российском проекте New Opera World приняли участие вокалисты из 8 стран и музыканты оркестра из 17 городов России.
Авторская постановка «Паяцев» была осуществлена Андреем Цветковым-Толбиным, который вложил в неё душу и потребовал того же от артистов: «подарить зрителю частичку своей души, чтобы зритель вышел отсюда не пустой, чтобы мы ему где-то помогли…».
Андрей говорит о том, что идея оказалась близка ему, творцу: «Это было провидение… у меня как раз в жизни в тот момент была драматичная, близкая по сюжету ситуация».
Режиссером было задумано то, чтобы «это была не опера, а оперный спектакль» — и, надо сказать, что всего этого ему удалось добиться от певцов. Сцена жила полной жизнью, свободно дышала и передавала зрительному залу свою увлечённость драмой героев. Постановка получилась в целом очень динамичной и хотелось сказать «верю!» относительно актёрской игры.
Оркестр, который был подготовлен Франческо Массими из Академии Ла Скала, звучал достойно под руководством дирижера Андрея Шлячкова (Геликон опера).
Актёры-певцы захватили внимание зала. В какие-то моменты он вовсе замирал, в какие-то моменты – оживлялся, в зависимости от передаваемых эмоций. Если в начале спектакля ощущалось недоверие к новому проекту, то в конце оно совершенно рассеялось. Премьера состоялась.
Арии «Паяцев» получились по-разному. Тем, кто помнит великих исполнителей, таких как Иван Козловский или Пласидо Доминго, в сравнении с ними кое-что окажется не в пользу новичков. В то же время, на именитых сценах исполнение порой способно разочаровать больше.
Многое было сделано хорошо. Важно, что прозвучали новые свежие голоса, хорошие краски, например, Коломбины (Валерия Зеленская), Сильвио (Ильяс Батчаев) и Тонио (Антон Дурахов).
Анна Селиванова осталась довольна постановкой «Паяцев» — первой премьерой своего проекта. «Легко говорить, что могло быть и лучше, если бы ещё недельку. Но здесь жёсткие временные рамки, в которые ты должен сделать работу». Основной же задачей она видит не столько сам спектакль, а его подготовку, которая дарит участникам проекта практику и опыт работы с профессионалами – то, за чем они и приходят.
Иностранные участники высоко оценили проект New Opera World и его успехи, а также русскую музыкальную школу в целом. Хотя отметили некоторые слабые (легко поправимые) её места. «В России очень хороши голоса, школа, техника. Чего в России нет – это знания языков. Это ограничивает для русских певцов репертуар… Знание языков даёт также больше экспрессии, возможность играть словами.
Кроме того, часто молодые русские певцы выбирают тяжёлый, не подходящий им репертуар», — поделился с нами своим мнением об участниках проекта Роберт Кёрнер (RobertKerner, кастинг-директор Лионской национальной оперы). Анна Селиванова в интервью Э Вести рассказала, что г-н Кёрнер забрал с собой несколько резюме участников проекта.
24 июня 2016 года проект New Opera World провёл гала-концерт участников проекта, а 28-30 июля 2016 года, в стенах того же Театра им. Б.А. Покровского проект представит «Евгения Онегина» П.И. Чайковского.
Источники: Pokrovsky Musical Theatre. New Opera World. Chaikovsky Foundation.