В Театре Маяковского новая премьера — «Палата №6» по одноимённой повести Антона Павловича Чехова, которую поставил молодой режиссёр Евгений Закиров. Просмотр спектакля поначалу вызвал у меня противоречивые чувства, но лекарство для души не обязательно должно быть сладким.
Классика прекрасна тем, что каждый раз от соприкосновения с ней получаешь совершенно разные впечатления. В данном случае, на сцене разворачивается драма, которая пытается разбудить нас прежде, чем мы окажемся по ту сторону условного забора.
Спектакль захватил меня целиком. Когда хорошая постановка и актёры превосходно играют, я с головой окунаюсь в мир на сцене, а после пребываю в наэлектризованном состоянии. Требуется время, чтобы вернуться в норму.
Когда история жизнеутверждающая — это сродни эйфории, а когда грустная — хочется срочно заесть её десертом.
То ли сейчас жизненная полоса у меня серая, то ли недостаточно белая, с просмотра «Палаты №6» я вышел слегка раздражённым: хочется духоподъёмности, а получаешь беспросветный и мрачный финал!
Я было бросил вопрос-наживку режиссёру: «Для какого зрителя поставлен этот спектакль: для счастливого или нет?», но он благоразумно увернулся, следуя тютчевским строкам:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся,-
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать…
Впрочем, когда эмоции улеглись, появилось послевкусие от премьеры. Оно здесь богатое: вспоминаешь сцены, идеи, ищешь ответы на свои вопросы, удивляешься совпадениям с собственными жизненными коллизиями…
Но вернёмся к происходящему на сцене и вспомним чеховскую драму. Перед нами коллега писателя – врач.
Начало карьеры Андрея Рагина прошло в провинции, и было невероятно успешным: наш герой стал главврачом единственной в городе больницы — по здешним меркам, богом и судьёй. Однако этот умный и честный человек лишён веры и воли изменить окружающую жизнь к лучшему, он пускает дела на самотёк, работая лишь для вида, и посвящает большую часть времени книгам.
Увлекаясь полётом изложенных там теорий, Рагин вполне счастлив. Одна беда — не с кем поговорить — кругом до мелочности приземлённые люди: одна всё щебечет, с каким трудом она нашла обои для гостиной, другой каждый разговор сводит к своим поездкам по заграницам, как он замечательно отдыхал и какие разносолы едал; третий с апломбом глупости несёт, каждая фраза как приговор и обжалованию не подлежит; четвёртая рассказывает, какой консилер надо брать… Ой, простите это всё из другой оперы, но вы поняли.
Года, десятилетия бегут, и вдруг в этой глуши Рагин находит достойного собеседника: Ивана Громова, бывшего судебного пристава и губернского секретаря… пациента из палаты для душевнобольных!
Евгений Закиров сумел предмет их бесед и споров ярко и выпукло донести до зрителя, на сцене он представляется краеугольным камнем в судьбе многих русских интеллигентов.
Андрей Ефимович — это прекраснодушный книжный теоретик за всё хорошее и против всего плохого, но провозглашаемые им идеалы звучат фальшиво, как ответ ученика, который вызубрил, но не понял материал, и герой не прилагает усилий, чтобы что-то улучшить даже там, где всё в его руках.
Этот человек, никогда не терпевший лишений, легко рассуждает о том, чтобы взглянуть на положение с другой точки зрения. Но когда нет денег на дрова, как ни крути, теплее не становится. Возможно, он боится неудачи или опасается показаться не таким добрым и милым для окружающих; он прячется от проблем в уютный мир книг, полный прекрасных идей и поступков, совершаемых героями.
Врач оказывается слеп к тому, что, пренебрегая своими обязанностями, он становится соучастником тех ужасов, которые творятся в его больнице. Прозреет ли он? Да, но будет уже поздно.
После всех этих перипетий, меня занимает лишь одни вопрос, можно ли было избежать такого финала?! Неужели надо в психушку попасть, чтобы увидеть в пациентах людей? Может быть именно такие вопросы после спектакля и делают нас лучше и берегут нас от палаты №6…
В спектакле занят прекрасный актёрский ансамбль, который наполняет его атмосферой, в которой живёт главный герой — Андрей Рагин в исполнении Сергея Беляева. Тут и коллеги: приятный фельдшер Сергей Сергеевич (Константин Константинов), подленький карьерист Хоботов (Иван Сапфиров), жестокосердный сторож Никита (Андрей Гусев), и домашний круг: друг Михаил Аверьяныч (Максим Глебов) и горничная Дарьюшка (Алена Васина). И, конечно, визави из шестой палаты — Иван Громов (Мамука Патарава).
Каждый из них придаёт своему образу невидимую вуаль индивидуальных черт, в которых ты угадываешь людей из сегодняшнего дня.
В «Палате №6» на сцене Маяковки нет ангелов или демонов, здесь много абсурдно смешного, метко подмеченного Чеховым и верно переданного актёрами. И за это им Браво! А режиссёру — Браво за столь удачную попытку расшевелить зрителей, пробудить ото «сна».