Шишкин, Репин, Васнецов, Поленов, Суриков, Левитан – все это фамилии известнейших живописцев-передвижников – членов «Товарищества передвижных художественных выставок». Вроде бы, что нового можно найти в этом столь изученном феномене русского искусства последней трети XIX – начала XX веков? Оказалось – многое.
Во-первых, мало известны модели, использованные передвижниками для своих известных произведений. Так, Царевна Софья с полотна Ильи Репина – это мать художника Валентина Серова – музыкант Валентина Серова (Бергман). Васнецовский Алеша Попович – это никто иной как Василий Дмитриевич Поленов. Изучение образов произведений передвижников может превратиться в настоящий квест с неожиданными открытиями.
Во-вторых, роль передвижников в графике, о которой долгие десятилетия забывали. Графика была доведена художниками-передвижниками до уровня высокого искусства, они сообщили ей новые черты, вдохнули в неё новую жизнь.
«В первом зале мы показываем все виды графики, во втором – эскизы, в третьем – этюды, в четвертом – реплики, в последних двух – те графические произведения, которые были на передвижных выставках, — рассказывает читателям «Э-Вести» куратор новой выставки Третьяковской галереи «Неизвестные передвижники» Ирина Викторовна Шуманова. – Здесь же представлен парадный рисуночный портрет, который возникает на рубеже XX века – мы знаем его продолжение уже не в рамках передвижных выставок. Например, это портрет княгини Тенишевой, портрет Забелы-Врубель, или портрет Шаляпина у Серова. Именно в графике эта артистическая душа находит идеальное воплощение с её незаконченностью, с виртуозностью исполнения. Здесь сохраняется живое дыхание общения с натурой… Шишкин пытался уравнять графику и живопись, создавая большие, огромные, гигантские рисунки…».
Не предназначенная для посторонних глаз, хранимая в тиши мастерской, графика была свободна от литературных давлений, ожиданий публики. Она проникнута духом поиска, незаконченности, открытости творческого процесса. Постепенно эти качества формируются, крепнут, и к концу передвижнической эпохи выходят в публичное пространство. Она становится таким же ценным произведением искусства, как и живопись.
В-третьих, общество уже забыло о том, что когда-то передвижники делали реплики — рисунки с собственных живописных произведений для воспроизведения их в различных изданиях для популяризации своего творчества. «В то время живопись передвижников доходила до зрителей в виде графических репродукций, напечатанных в тогдашних таблоидах, – говорит Ирина Викторовна, – Это был очень короткий по циклу жизни вид графики, потому что как только полиграфический процесс – фототипия – стал очень точно передавать живописные произведения, этот вид изысканной и утонченной графики прекратил свое существование. Фототипия его вытеснила, потому что она покупалась с большим удовольствием зрителем, чем те же гравированные каталоги Второй и Третьей выставки [передвижников]. Этот новый жанр больше нравился публике…».
«Очень многое можно понять из эпохи передвижников, экстраполировав её на современные явления – рекламу и продвижение, — продолжает она, — потому что художники занимались своим развитием. Они передвигались для того, чтобы и продавать, и продвигать своё искусство в разные города и веси.
Сейчас идёт ревизия привычного нам образа передвижников как представителей критического реализма, сосредоточенных на социальных и обличительных моментах, и говорится о том, что товарищество передвижников было прежде всего коммерческим предприятием.
Было и то, и другое. Ведь работы передвижников снимались с выставок цензурой! Но сейчас очень важно, чтобы этот взгляд, который нам кажется более понятным — взгляд коммерческий, тоже был зафиксирован в истории этого объединения. Начиная с чисто коммерческого объединения, уже затем они стали той оппозиционной художественной силой, которая была противопоставлена и Академии, и официальному искусству. Социальный протест в результате всё-таки возник, потому что власть всегда формирует оппозицию».
В 2020 году исполнится 150 лет с момента основания объединения. Долгие десятилетия творчество Товарищества Передвижных выставок изучалось в России, но с позиций довлеющей идеологии. Раньше подчёркивались одни из черты, сейчас — другие. Так, есть надежда, что шаг за шагом к юбилею важнейший феномен русского искусства всё же обретёт правдивую историю.
Сегодня нам напомнили о том, что объединение передвижников было коммерческим по сути. Художник всегда во всех странах искал себе финансирование, заказчиков и меценатов. Но, в отличие от многих коллег по ремеслу, это не мешало русским передвижникам отражать свою эпоху и улавливать всю боль своего народа. За то мы их и любим, и с жадностью ловим каждую новую деталь их существования.