Передвижники-оппозиционеры начинали как коммерсанты

Передвижники-оппозиционеры начинали как коммерсанты

Шишкин, Репин, Васнецов, Поленов, Суриков, Левитан – все это фамилии известнейших живописцев-передвижников – членов «Товарищества передвижных художественных выставок». Вроде бы, что нового можно найти в этом столь изученном феномене русского искусства последней трети XIX – начала XX веков? Оказалось – многое.

Во-первых, мало известны модели, использованные передвижниками для своих известных произведений. Так, Царевна Софья с полотна Ильи Репина – это мать художника Валентина Серова – музыкант Валентина Серова (Бергман). Васнецовский Алеша Попович – это никто иной как Василий Дмитриевич Поленов. Изучение образов произведений передвижников может превратиться в настоящий квест с неожиданными открытиями.

Во-вторых, роль передвижников в графике, о которой долгие десятилетия забывали. Графика была доведена художниками-передвижниками до уровня высокого искусства, они сообщили ей новые черты, вдохнули в неё новую жизнь.

И. Репин, Портрет В.А. Серова, 1901
И. Репин, Портрет В.А. Серова, 1901

«В первом зале мы показываем все виды графики, во втором – эскизы, в третьем – этюды, в четвертом – реплики, в последних двух – те графические произведения, которые были на передвижных выставках, — рассказывает читателям «Э-Вести» куратор новой выставки Третьяковской галереи «Неизвестные передвижники» Ирина Викторовна Шуманова. – Здесь же представлен парадный рисуночный портрет, который возникает на рубеже XX века – мы знаем его продолжение уже не в рамках передвижных выставок. Например, это портрет княгини Тенишевой, портрет Забелы-Врубель, или портрет Шаляпина у Серова. Именно в графике эта артистическая душа находит идеальное воплощение с её незаконченностью, с виртуозностью исполнения. Здесь сохраняется живое дыхание общения с натурой… Шишкин пытался уравнять графику и живопись, создавая большие, огромные, гигантские рисунки…».

Не предназначенная для посторонних глаз, хранимая в тиши мастерской, графика была свободна от литературных давлений, ожиданий публики. Она проникнута духом поиска, незаконченности, открытости творческого процесса. Постепенно эти качества формируются, крепнут, и к концу передвижнической эпохи выходят в публичное пространство. Она становится таким же ценным произведением искусства, как и живопись.

В-третьих, общество уже забыло о том, что когда-то передвижники делали реплики — рисунки с собственных живописных произведений для воспроизведения их в различных изданиях для популяризации своего творчества. «В то время живопись передвижников доходила до зрителей в виде графических репродукций, напечатанных в тогдашних таблоидах, – говорит Ирина Викторовна, – Это был очень короткий по циклу жизни вид графики, потому что как только полиграфический процесс – фототипия – стал очень точно передавать живописные произведения, этот вид изысканной и утонченной графики прекратил свое существование. Фототипия его вытеснила, потому что она покупалась с большим удовольствием зрителем, чем те же гравированные каталоги Второй и Третьей выставки [передвижников]. Этот новый жанр больше нравился публике…».

«Очень многое можно понять из эпохи передвижников, экстраполировав её на современные явления – рекламу и продвижение, — продолжает она, — потому что художники занимались своим развитием. Они передвигались для того, чтобы и продавать, и продвигать своё искусство в разные города и веси.

И. Репин, Горбун, 1881. Этюд для картины «Крестный ход в Курской губернии»
И. Репин, Горбун, 1881. Этюд для картины «Крестный ход в Курской губернии»

Сейчас идёт ревизия привычного нам образа передвижников как представителей критического реализма, сосредоточенных на социальных и обличительных моментах, и говорится о том, что товарищество передвижников было прежде всего коммерческим предприятием.

Было и то, и другое. Ведь работы передвижников снимались с выставок цензурой! Но сейчас очень важно, чтобы этот взгляд, который нам кажется более понятным — взгляд коммерческий, тоже был зафиксирован в истории этого объединения. Начиная с чисто коммерческого объединения, уже затем они стали той оппозиционной художественной силой, которая была противопоставлена и Академии, и официальному искусству. Социальный протест в результате всё-таки возник, потому что власть всегда формирует оппозицию».

В.В. Берг, На выставке (XI выставка передвижников), 1883
В.В. Берг, На выставке (XI выставка передвижников), 1883

В 2020 году исполнится 150 лет с момента основания объединения. Долгие десятилетия творчество Товарищества Передвижных выставок изучалось в России, но с позиций довлеющей идеологии. Раньше подчёркивались одни из черты, сейчас — другие. Так, есть надежда, что шаг за шагом к юбилею важнейший феномен русского искусства всё же обретёт правдивую историю.

Сегодня нам напомнили о том, что объединение передвижников было коммерческим по сути. Художник всегда во всех странах искал себе финансирование, заказчиков и меценатов. Но, в отличие от многих коллег по ремеслу, это не мешало русским передвижникам отражать свою эпоху и улавливать всю боль своего народа. За то мы их и любим, и с жадностью ловим каждую новую деталь их существования.

Н.А. Ярошенко, Портрет художника В.М. Максимовича, 1878
Н.А. Ярошенко, Портрет художника В.М. Максимовича, 1878

 

И.И. Шишкин, На севере диком, 1890
И.И. Шишкин, На севере диком, 1890

 

В. Васнецов, Богатырь, 1878, реплика акварели для альбома «Рисунки русских художников»
В. Васнецов, Богатырь, 1878, реплика акварели для альбома «Рисунки русских художников»

 

В.Д. Поленов, Среди учителей, Эскиз одноименной картины
В.Д. Поленов, Среди учителей, Эскиз одноименной картины

 

В.И. Суриков, Боярыня Морозова. 1884-1885, Эскиз одноименной картины
В.И. Суриков, Боярыня Морозова. 1884-1885, Эскиз одноименной картины

 

И.И. Левитан, Цветущий сад, середина 1890-х
И.И. Левитан, Цветущий сад, середина 1890-х
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку