Такой неоднозначный Пётр I, до сих пор рождающий мифы и легенды

Такой неоднозначный Пётр I, до сих пор рождающий мифы и легенды

Музей Коломенское в большей степени связан с детскими годами царя Петра I, который жил здесь, в летней резиденции отца царя Алексея Михайловича. Можно было бы ожидать, что новая выставка музея-заповедника «Пётр I. Мифы и легенды» сфокусируется на раннем этапе жизни царя. Однако так вышло, что организаторы решили поразмыслить о роли зрелого самодержца в российском обществе, не ограничиваясь использованием своих богатых фондов.

«У нас есть небольшая экспозиция, посвящённая рождению Петра Алексеевича, — пояснил нам куратор выставки историк Дмитрий Тараторин, — Но построить всю выставку исключительно на детстве царя было бы неинтересно. Я реализовывал идею, с самого начала заложенную в названии, и рассказываю о мифах и легендах, окружавших Петра. Это чрезвычайно актуально сегодня, ведь мы, россияне, до сих пор не определились, кто мы: европейцы, евразийцы или часть русского мира. Люди неоднозначно относятся к Петру из-за двойственности его натуры. Посмотрите, как он, христианин, неоднозначно относился к церкви и православию».

Такой неоднозначный Пётр I, до сих пор рождающий мифы и легенды

Экспозиция в честь именинника разделена на две противоположные части, созидательную и разрушительную, каждая из которых находит свою доказательную базу.

120 памятников русской старины — предметы эпохи Петра, становятся материальными свидетельствами его величия и порочности, эмоциональной шаткости и твёрдости духа, позволившей прорубить окно в Европу и заставить страну работать на войну., но стоившую немыслимых жертв и усилий для людей

При этом перед посетителями царь предстаёт не столько в реальной противоречивости своей натуры, сколько в осмыслении её великими русскими мыслителями. Царь Николай II. Фёдор Достоевский, Максимилиан Волошин и многие другие рассказывают нам о том, что они думают о деяниях Петра и последствиях оных для жизни людей.

Куратор выставки Дмитрий Тараторин
Куратор выставки Дмитрий Тараторин

Иные экспонаты не бесспорны. Так, Александр Пушкин неоднозначно относился к самодержцу (как и к идее самодержавия вообще), а в экспозиции он причислен к тем, кто сформировал образ великого царя в исторической науке. «В массовом сознании Пушкин «работает» скорее на позитивный образ Петра I», — уверен Дмитрий Тараторин.

Основная вина царя, которую никто не может отрицать, состоит в насилии над своим народом. Кто мог подумать о том, что лежа в представленной на выставке колыбели этот мальчик будет ломать свой народ, направляя его на нетрадиционный путь развития?

Коломенское, по легенде, было местом, где царь появился на свет и где он получал свои первые уроки, в том числе военного дела. Сюда он неоднократно возвращался и взрослым, сохраняя связь с миром, с которым предпочел проститься.

Спас Великий Архиерей, конец XVIII века
Спас Великий Архиерей, конец XVIII века

Пыточные инструменты, оружие стрельцов, книги, из которых Пётр черпал вдохновение для своих дел, экспонаты Великого посольства и зрительные образы, созданные современниками Петра соседствуют на выставке с прекрасными образами святых, созданных в то время. Яркий и прекрасный образ — «Спас Великий Архиерей».

Пётр жестоко расправился не только с представителями народа, но и с собственными сёстрами, женой и сыном. Если для самого самодержца Спас не был мерилом дел, то для его народа он был и остаётся ядром великой русской культуры.

У Пушкина есть стихотворение «Пир Петра I», в котором он пишет, что считает достойным пира не столько «тяжелую пальбу над Невой», сколько умение царя мириться с подданными и их прощать.

После баталий и неустанных трудов оставалось в самодержце что-то христианское, что и позволяет историкам находить источники для положительных мифов о воинственном царе с нетвёрдым духовным содержанием.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку