Такой неоднозначный Пётр I, до сих пор рождающий мифы и легенды

Музей Коломенское в большей степени связан с детскими годами царя Петра I, который жил здесь, в летней резиденции отца царя Алексея Михайловича. Можно было бы ожидать, что новая выставка музея-заповедника «Пётр I. Мифы и легенды» сфокусируется на раннем этапе жизни царя. Однако так вышло, что организаторы решили поразмыслить о роли зрелого самодержца в российском обществе, не ограничиваясь использованием своих богатых фондов.

«У нас есть небольшая экспозиция, посвящённая рождению Петра Алексеевича, — пояснил нам куратор выставки историк Дмитрий Тараторин, — Но построить всю выставку исключительно на детстве царя было бы неинтересно. Я реализовывал идею, с самого начала заложенную в названии, и рассказываю о мифах и легендах, окружавших Петра. Это чрезвычайно актуально сегодня, ведь мы, россияне, до сих пор не определились, кто мы: европейцы, евразийцы или часть русского мира. Люди неоднозначно относятся к Петру из-за двойственности его натуры. Посмотрите, как он, христианин, неоднозначно относился к церкви и православию».

Такой неоднозначный Пётр I, до сих пор рождающий мифы и легенды

Экспозиция в честь именинника разделена на две противоположные части, созидательную и разрушительную, каждая из которых находит свою доказательную базу.

Такой неоднозначный Пётр I, до сих пор рождающий мифы и легенды
Куратор выставки Дмитрий Тараторин

120 памятников русской старины — предметы эпохи Петра, становятся материальными свидетельствами его величия и порочности, эмоциональной шаткости и твёрдости духа, позволившей прорубить окно в Европу и заставить страну работать на войну., но стоившую немыслимых жертв и усилий для людей

При этом перед посетителями царь предстаёт не столько в реальной противоречивости своей натуры, сколько в осмыслении её великими русскими мыслителями. Царь Николай II. Фёдор Достоевский, Максимилиан Волошин и многие другие рассказывают нам о том, что они думают о деяниях Петра и последствиях оных для жизни людей.

Иные экспонаты не бесспорны. Так, Александр Пушкин неоднозначно относился к самодержцу (как и к идее самодержавия вообще), а в экспозиции он причислен к тем, кто сформировал образ великого царя в исторической науке. «В массовом сознании Пушкин «работает» скорее на позитивный образ Петра I», — уверен Дмитрий Тараторин.

Основная вина царя, которую никто не может отрицать, состоит в насилии над своим народом. Кто мог подумать о том, что лежа в представленной на выставке колыбели этот мальчик будет ломать свой народ, направляя его на нетрадиционный путь развития?

Коломенское, по легенде, было местом, где царь появился на свет и где он получал свои первые уроки, в том числе военного дела. Сюда он неоднократно возвращался и взрослым, сохраняя связь с миром, с которым предпочел проститься.

Такой неоднозначный Пётр I, до сих пор рождающий мифы и легенды
Спас Великий Архиерей, конец XVIIII века

Пыточные инструменты, оружие стрельцов, книги, из которых Пётр черпал вдохновение для своих дел, экспонаты Великого посольства и зрительные образы, созданные современниками Петра соседствуют на выставке с прекрасными образами святых, созданных в то время. Яркий и прекрасный образ — «Спас Великий Архиерей».

Пётр жестоко расправился не только с представителями народа, но и с собственными сёстрами, женой и сыном. Если для самого самодержца Спас не был мерилом дел, то для его народа он был и остаётся ядром великой русской культуры.

У Пушкина есть стихотворение «Пир Петра I», в котором он пишет, что считает достойным пира не столько «тяжелую пальбу над Невой», сколько умение царя мириться с подданными и их прощать.

После баталий и неустанных трудов оставалось в самодержце что-то христианское, что и позволяет историкам находить источники для положительных мифов о воинственном царе с нетвёрдым духовным содержанием.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку