28 марта 1776 года императрица Екатерина II подписала привилегию по содержанию спектаклей, балов и иных увеселений для князя Урусова. Эта дата вошла в историю как день основания Большого театра и следует за Всемирным днем театра, который по инициативе Международного института театра ЮНЕСКО с 1961 года отмечается 27 марта.
От Петровского к Большому и Императорскому
Губернский князь Петр Урусов с привилегии от императрицы получил и наказ: через 5 лет он должен был открыть в Москве театр из камня с таким убранством, чтобы оно украшало город. Строительство было окончено в 1871 году. 10 января первый публичный театр был открыт для публики. Его стали называть Петровским, так как он располагался на улице Петровка. В труппе театре первое время преобладали крепостные актеры, а репертуар включал русские и итальянские оперы и балеты. Вскоре артистический состав театра стали пополнять выпускники классов изящных искусств Московского университета.
В 1805 году здание Петровского театра полностью выгорело во время пожара. Театральная труппа стала скитаться по частным сценам. А в 1806 году труппу передали под управление Дирекции Императорских театров: петербургскую и московскую сцену тогда объединили под общим началом.
На пути к Большому Императорскому театру труппу ждало еще два пожара: следующее здание из дерева по проекту Карла России сгорело в пожаре 1812 года, когда в Москву вошел Наполеон. Третье пристанище театра – Большой Петровский театр по проекту архитекторов Михайлова и Бове на две тысячи зрителей – открылся в 1825 году и видел на своей сцене и становление московской балетной школы, и все шесть опер Алексея Верстовского (он руководил труппой театра), а также премьеры двух опер, которые стали началом расцвета русской музыки – «Жизнь за царя» (1842) и «Руслан и Людмила» (1846) Михаила Глинки.
Большой Императорский театр
Новое здание театра возводили по проекту Альберта Кавоса. Профессор Петербургской Академии художеств, он имел большой опыт в проектировании театральных зданий и досконально разбирался в сценических технологиях. Кавос сохранил портик Бове, но изменил сам фасад здания. Фронтон украсили бронзовая квадрига с Аполлоном и барельеф.
Главным богатством Большого театра Кавоса была акустика – одна из лучших в Европе того времени. Архитектор использовал для отделки зала резонансные сорта древесины. Потолок и плафон сложили из дерева, лепнину на ложах выполнили из папье-маше. Все это способствовало особой полетности звука. За счет добавления еще одной верхней ложи количество зрителей увеличили до 2300 человек.
Репертуар нового театра отвечал вкусам аристократии того времени: здесь царствовали итальянская и французская опера, блистали певцы европейских трупп и искусство бельканто. Музыкальный импорт оказался полезным для отечественных артистов – они быстро перенимали опыт зарубежных вокалистов и музыкантов. И вскоре на сцене Большого театра пышным цветом предстали русские оперы и балеты.
«Лебединое озеро», «Воевода», «Евгений Онегин», «Мазепа» и «Черевички» Чайковского, «Демон» Рубинштейна, постановки опер Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова, «Алеко» Рахманинова и многие другие произведения русских композиторов прозвучали тут впервые или следом за петербургскими премьерами.
Академический Большой театр СССР
Одной из первых перемен после перехода власти к большевикам стало присвоение в 1919 году Большому театру (и еще 5 старейшим театрам страны) звания «Академический».
Большой театр СССР после метаний 1920-х годов вновь вошел в академическое русло и, по сути, продолжил традиции прошлого века. В 1925 году с размахом было отмечено 100-летие театра (в качестве точки отсчета была выбрана дата открытия Большого Петровского театра).
Имена и постановки Большого театра советского периода – это подлинная классика мирового искусства. Возрождение русской и мировой классики, премьеры современных произведений, рождение исполнительских и режиссерских школ – Большой театр в этот период стал целым миром, полным вдохновения, исканий и нетривиальных решений.
На сцене Большого театра в 1967 году состоялась премьера балета «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина с хореографией Альберто Алонсо. В главной партии блистательно выступила Майя Плисецкая.
Сегодня театр, кажется, вновь стоит на распутье. На прошлой неделе прозвучала идея вновь объединить московскую и петербургскую театральные сцены под общей Дирекцией. Если абстрагироваться от ситуации и обратиться к девизу Международного дня театра, то следует помнить: «Театр – средство взаимопонимания и укрепления мира». И пусть очередной год в жизни главного театра нашей страны будет ярким и успешным!
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения