Премьера Пиковой Дамы в Большом театре России, запланированная на 15-18 февраля 2018 года, уже находится в постановочном процессе, идут репетиции. Постановка осуществляется командой во главе с режиссером Римасом Туминасом и дирижером-постановщиком Туганом Сохиевым, главную партию — Германа — поёт азербайджанский тенор Юсиф Эйвазов.
Разговоры о том, что Римас Туминас имеет желание поставить «Пиковую даму» идут давно, причём год назад в интервью РИА Новостям режиссер говорил о своём стремлении воссоздать классическую повесть А.С. Пушкина на сцене Театра Вахтангова. Но тогда режиссеру мешала «память о Петре Наумовиче Фоменко, который ставил на вахтанговской сцене «Пиковую даму», и это был замечательный спектакль!», — пояснил он.
Как известно, автор либретто оперы Чайковского — брат композитора Модест — сильно исказил повесть и образы её главных героев… Но опере на сцене Большого театра ничто не помешало, и Римас Туминас пригласил команду, вместе с которой недавно реализовал в главном театре страны оперу Д.Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» / «Катерина Измайлова» по Н. Лескову. В интервью журналу «Театрал» хореограф-постановщик Анжелика Холина рассказала о том, что в нынешней постановке старается идти за Чайковским и что эта постановка «не отражает конкретную эпоху, более абстрактна и аскетична».
Кстати, образ эпохи — это одно из важных отличий повести от оперы. Пушкин говорил о современных ему событиях, в подоплёке которых возникает образ России времён Екатерины II, а опера Чайковского перенесла события на полвека вглубь, в дни Екатерины и Елизаветы соответственно. В отличие от принципиальной точности придворного историографа, композитор-романтик такими вопросами не озадачивался.
Другим кардинальным отличием стал образ главного героя — Германна у Пушкина и Германа у Чайковского. Если у гения русского слова это «Германн немец: он расчётлив, вот и всё!», то у музыкального гения Герман влюблён, «владеть собой не в силах больше», и именно эта страсть, а не страсть к деньгам толкает его на кривую дорожку. Как будет раскрыт образ Германа у Эйвазова — пока не раскрывается.