С первых секунд спектакля «Женитьба» в Театре Моссовета, когда на сцену с двух сторон вышел русский хор в роскошных народных костюмах, стало ощутимо восхищение режиссера произведением Николая Гоголя. Удивительно не то, что Евгений Марчелли — знаток традиционной русской песенной культуры, а то, что он так трепетно, тонко, с проникновенным чувством относится (как он правильно сказал в своем приветственном слове) к «небесной благодати» — творчеству писателя. Гоголь — это ещё, конечно, не «наше всё», как Пушкин, но это «наше всё» как Гоголь.
Если мы, как предполагается, вышли из «Шинели» Гоголя, то мы точно не выходили из «Женитьбы». Тем не менее, всё то, что прописал в изумительном, тонком юмористическом и одновременно философском произведении Николай Васильевич, продолжает сопровождать всю нашу российскую действительность: от истории с вынужденным (из-за общественного мнения) сватовством закоренелого холостяка Ивана Кузьмича до промыслительных «проходов», связанных с каждым из персонажей-претендентов на руку и сердце Агафьи Тихоновны.
Галерея образов, характеров, личностных характеристик видна каждый день и везде, от московской подземки до высоких кабинетов «небожителей».
Спектакль поражает своей тонкостью, чувством огромного уважения к авторскому тексту и зрителю. Игра актёров — филигранным, в одно касание изящным исполнением каждого мимического движения и жеста, прописанного Гоголем. Ну и, конечно, прекрасно поданный современному зрителю текст, донесённый в полноте его глубины и изящества.
Евгений Марчелли любит каждого из гоголевских персонажей и отказывается от привычной советской гротескной трактовки образов. Он удостаивает героев уважительного крупного плана, позволяя зрителю рассмотреть их и не упустить философскую суть, которая проводит параллели с героями XIX века и наших дней.
Яркий пример — в реализации Ольги Остроумовой образ свахи Фёклы Ивановны, которая приобретает черты современных бизнесвумен и с достоинством исполняет свой неблагодарный, не прозрачный, но нужный людям высшего общества труд. Он не под силу любителям, таким как Иван Фомич Кочкарев, роль которого бесподобно глубоко и в чем-то безжалостно сыграл Валерий Яременко.
Ника Здорик в роли Агафьи Тихоновны — находка режиссера. Она сумела выдать многогранное и безупречное исполнение центральной трагической фигуры, олицетворяющей роль женщины в традиционном обществе: не имеющей права голоса, подчиняющейся мнению мужчины и, в конечном счете, идущей на закланье. Финал пьесы напомнил зрителю, что за смехом над «невероятным событием» скрывалась трагедия чистой души.
Так Марчелли провел аллюзию на предысторию создания «Женитьбы» — ранящие душу тщетные попытки самого Гоголя создать семью.
И всё же хор в «Женитьбе» Театра Моссовета — это не просто находка, а, пожалуй, главное достоинство и украшение всего театрального действа. Плавно, размерено, точно и емко он развивает линию повествования, заложенную Евгением Марчелли. Это русский народ, его душа, наблюдающая и сопереживающая героям пьесы. Это пламень национальных чувств, который пронизывает все великие произведения русской литературы.
С каким тактом, чувством меры и стиля, с каким вкусом осуществляется хоровое исполнение. Оно начинается с одного голоса, за ним следует распев, а уже потом вступает весь хор.
Как режиссер работает с правым и левым хорами: они вступают поочередно или вместе. Это не просто красиво, но масштабно, пафосно и чрезвычайно возвышено. Уважительно по отношению к повествованию и теме, заложенной в пьесе: борьбе мещанского и продажного начал в человеке с благородными помыслами. Это гимн девушке, жаждущей быть счастливой и остающейся с разбитым сердцем.
Обман, мошенничество, продажность персонажей, использующих нормальные чаяния в неприглядных корыстных целях приводит к разрушению жизней, растерявших по пути к браку последние надежды на чистоту и уверенность в себе. И в XXI веке мы в той или иной степени, прямо или косвенно мы сталкиваемся с тем, что видим на сцене.
Было бы уместным и справедливым отметить работу костюмеров, реквизиторов, осветителей и гримеров. В последней сцене грим, наложенный на Здорик, я бы посчитал за образец.
Работа со светом, декорациями и хормейстер заслуживают самых высоких похвал.
Будет справедливо сказать, что все выходящие из театра люди светились, их лица выражали восторг и глубокое удовлетворение от полученного зрелища в духовном и промыслительном планах.
Спектакль роскошен, это аншлаговый спектакль. Поздравляю авторов с очередным успехом и желаю труппе театра Моссовета продолжения подобных начинаний и наслаждения от результатов труда.