Американский писатель Теннесси Уильямс, используя различные сюжеты, писал в них о себе, своей сестре Роуз, своей семье и переживаниях. Если мы посмотрим на обстоятельства его жизни, то увидим в них глубокое одиночество, депрессию, неустроенность, даже асоциальность, которые без труда найдём в любом произведении драматурга. Однако режиссер Театра Вахтангова Эльдар Трамов проникся к ранним произведениям Теннесси Уильямса — серии одноактных пьес, и сделал из них единый жизнеутверждающий спектакль под названием «Говори со мной». И дал зрителям шанс преодолеть жизненные неурядицы и одиночество.
Эльдар Трамов из сочувственной любви к драматургу в работе над спектаклем использовал новаторский, не имеющий аналогов подход. Дело не только в том, что он взялся за произведения, некоторые из которых не ставились нигде и никогда. Дело в том, что он «вытащил» из разнородных произведений дух творчества Теннесси Уильямса, ставший незримым героем спектакля. И, пожалуй, каждый зритель почувствовал, даже если не осознал, этот эффект.
Существует мнение, что единство сюжета в спектакле обеспечивают актёры, занятые в разных сценах. Например, талантливейший Карен Овеян, который через образы писателя Джо, Портье и Художника рисует узнаваемый портрет Теннесси Уильямса. Однако разве другие не добавляют существенные штрихи в этот портрет?
Все мужские и женские роли — это разные грани одиночества, болей и поисков американского драматурга (и любого из нас). Но в женских ролях, начиная от экстравагантной заботливой матери (её играет Александра Стрельцина) и заканчивая добрыми подругами, сокрыта опора и сила жизни, которая на подсознательном уровне ощутима в произведениях Теннесси Уильямса.
Вахтанговцы сумели показать эту роль. Яна Соболевская в образе Лукреции спасает свою прекрасную и трагическую героиню, а через неё — сестру драматурга, которую он спасти не смог, но сумел дать ей любовь. Анна Ляхова в образе музы художника наполняет смыслом его потерянную пустую жизнь. Марина Есипенко — оперная дива, бережно хранит ключ от прошлого, который будет спасением и в будущем. А Ольга Тумайкина — слабая Женщина, демонстрирует притягательную силу любви.
Пожалуй, зрелищное искусство знало отдалённые прототипы этой работы. Так, в 1971 году великий итальянский режиссер Лукино Висконти снял фильм «Смерть в Венеции» по одноимённому произведению Томаса Манна. Казалось бы, в его основе — совершенно не сценический сюжет. Но он превратился в высокое художественное произведение за счёт целого ряда режиссёрских находок, красоты видов природы и идеально выстроенной работы команды, которая безупречно реализовала режиссерский замысел.
Нечто подобное мы видим и на сцене Театра Вахтангова в результате работы команды, которую Эльдар Трамов долго, с особой тщательностью собирал. Каждый из них работал в собственном амплуа, и при этом выдерживал общий тон повествования.
«Говори со мной» — это пять сцен, представляющих собой не просто пять сюжетов, но пять отдельных произведений современного искусства музейного качества, во многом созданных усилиями автора костюмов и сценографии Максима Обрезкова. Это само по себе живописное полотно, на которое можно смотреть в эстетическом восторге, и которое представляет собой действующее лицо в многоголосном разговоре о преодолении боли и одиночества.
В окружении каждого из нас есть люди, которые проживают жизнь, не оставляя следа. Как будто забытые Богом, они рождаются, страдают, проживают жизнь и уходят неустроенными. Что держит их на этом свете, если не надежды и мечты? Может быть, их наличие и есть проявление Божественной заботы, а смысл жизни придаёт даже совокупность людей вокруг нас, чья роль в социальном плане неясна?
Жизнь имеет ценность всегда, и неважно, что именно служит жизнеутверждающим стимулом. Пожалуй, спектакль «Говори со мной» — это попытка раздвинуть горизонты добра.