Поляки могут «протащить» свой газовый проект в пику Газпрому

газопровод Польша

Отравление Алексея Навального (включен в список террористов и экстремистов), случившееся 20 августа 2020 года, не стало причиной, побудившей руководство стран Евросоюза задуматься о целесообразности завершения строительства газопровода «Северный поток-2» компании «Газпром», хотя эта ситуация и сыграла на руку Польше, которая к тому моменту стала активно продвигать проект собственный проект газопровода Baltic Pipe. Оно и так думает об этом, взвешивая все за и против.

Польская газовая труба появилась не вчера. Накануне российского политического события, 19 августа 2020 года, в издании Offshore уже было объявлено о старте найма сотрудников для потребностей этого проекта в Восточной Европе. Речь идёт о специалистах для изыскательских, строительных и инспекционных работ для морских трубопроводов и операций по выходу на их сушу, предусмотренных союзом компаний Gaz-System и Energinet (Дания). Вчера руководителем Gaz-System Томашем Туппенем было объявлено, что работники уже перешли к строительному этапу. Всё стабильно, никаких санкций.

Проект Baltic Pipe, завершение которого намечено на октябрь 2022 года, изначально ставил цель доставлять газ (10 млрд куб. м в год) с месторождений на шельфе Норвегии через систему Europipe в Польшу, Данию и соседние страны. Он поддерживается Евросоюзом, и теперь объединению предложено расширить его, сделав альтернативой российскому газовому проекту.

Решение по газопроводу будет не немецким, а общеевропейским, как заявила канцлер Германии Ангела Меркель. Но именно к Германии польские власти (в лице представителя польского правительства Петера Мюллера) обратились с заявлением о том, что «готовы предоставить Германии инфраструктуру газопровода Baltic Pipe вместо “Северного потока-2″, если у Берлина возникнет такая необходимость». «Северный поток-2», по мнению Мюллера, противоречит идее энергетической безопасности Евросоюза.

С этим трудно поспорить, ведь после пандемии коронавируса политические элиты всех стран-членов взяли курс на независимость от каких бы то ни было стран, на самообеспечение своих экономик. Польша — член Евросоюза, Россия — пока нет, и зависимость от российского газа тяготит европейцев. Вот только российский газ дешёвый.

Тем временем Польша меняет свою энергетическую политику и переходит на рельсы поставщика для европейской энергетики. Её цели содержатся в последней версии польской энергетической политики до 2040 года (PEP2040) и являются более амбициозными, чем в предыдущей версии.

Министерство климата страны заявило, что новые цели политики учитывают климатическую политику ЕС (она стала принципиально «зелёной»), технологические изменения и COVID-19. Страна в том числе нацелена на сокращение доли угля в производстве электроэнергии с нынешних 75% до 38%-56% в 2030 году и до 11% -28% в 2040 году, если цены на углеводороды окажутся слишком высокими.

Природный газ назван в этой политике «переходным» топливом, а строительство Балтийской трубы мощностью позволит Польше напрямую импортировать норвежский газ с конца 2022 года. Всё это планируется сделать с помощью денег Евросоюза и с привлечением частных инвесторов.

Страна попросту стремится использовать свой шанс на ведущую роль в реализации энергетической политики Европы. Отсюда и её активность на политическом пространстве, в той же Беларуси.

Но решение о судьбе «Северного потока-2» и Baltic Pipe будет приниматься, конечно, не исходя из ситуации с Алексеем Навальным* или поведения Александра Лукашенко в Беларуси, но из экономических соображений. Вопрос в том, как Польша сможет подготовить технико-экономическое обоснование расширения своего проекта, и каким будет стоимость этого газа для европейских потребителей. Американский газ, который тоже пытался заменить российский на фоне политических баталий, оказался дороговат.

* — включен в список террористов и экстремистов

Поделиться с друзьями
Subscription