17 ноября 2017 года в Камерном музыкальном театре Б.А. Покровского прошла долгожданная российская премьера оперы-фрески «Фрида и Диего», поставленной режиссером Арне Микком по одноименному сочинению современного финского композитора Калеви Ахо.
Идея растворения во Вселенной, её бесконечности, и движение жизни вперёд несмотря на трагедии революции и перипетии истории, получила реализацию на русской сцене. Это стало вкладом театра Покровского в празднование столетия Октября.
Сюжет оперы заключается в двух годах совместной жизни мексиканских художников Фриды Кало и Диего Ривера, во вмешательстве в неё событий начала Второй мировой войны и личности Л. Троцкого. Последний представлен жертвой, а не злодеем, если не считать его прелюбодеяния с Фридой Кало.
Мексиканская богема оказалась восприимчивой к коммунистическим о троцкистским идеям, и даже двухлетнее жизнеописание позволило композитору и постановшику воплотить в опере все «прогрессивные» идеи свободы и вмонтировать в неё вождей-диктаторов. Множество тем породило богатство музыкального материала. Здесь звучит и музыка немецких нацистов, и музыка коренных народов Мексики – майя. Считается, что мать Фриды Кало была индианкой.
Горячим зачинателем постановки был художественный руководитель театра Г.Н. Рождественский. Сам Г.Н. Рождественский не смог приехать на постановку, лишь передал приветствия и объяснился. По его словам, после смены руководства своего театра, о которой он не был даже информирован, в театре он появиться не считает возможным.
До премьеры кусочки из оперы исполнялись на российских площадках, но Геннадий Николаевич посчитал, что российский зритель должен услышать и увидеть яркие музыкальные образы революционных вождей в полноте. И уговорил взяться за постановку знаменитого эстонского режиссера Арне Микка, который в последние годы отметал любые предложения. Арне Микк теперь не жалеет о своём согласии и говорит, что процесс работы над спектаклем осчастливил его.
Режиссер поблагодарил за поддержку дирижера Дмитрия Крюкова, которому выпала честь подготовить и представить премьеру «Фриды и Диего». Дмитрий рассказывает о том, что он погрузился в тему и настолько понял произведение, что это совпало с замыслом Калеви Ахо.
«Всегда необходимо какое-то время, чтобы вжиться в музыку, — рассказал он читателям культурно-политического журнала «Э-Вести». — Я стараюсь досканально выучивать произведение, чтобы прочувствовать и понять, что хотел сказать композитор.
Всем известны пагубные рецензии после премьер третьей симфонии и многих других сочинений Бетховена, исполненных при жизни автора. Не секрет, что, Чайковский однозначно негативно высказывался о Борисе Годунове в письмах… Случаев неприятия только что написанной великой музыки масса. Мы не всегда адекватно можем воспринять и оценить современную музыку. Нужно учитывать, что подлинная гениальность произведения раскрывается не сразу, необходимо на это какое-то время.
Могу сказать также, что после соприкосновения с современной музыкой гораздо ближе и глубже начинают открываться композиторы классики — Малер, Шостакович, Шнитке и тд. Как писал Стравинский: «Наше образование должно быть построено диаметрально противоположным образом. Мы должны начинать не с Баха и Моцарта, а с современных композиторов и идти назад».
Конечно, я безмерно счастлив, что мне удалось так подробно заниматься этой музыкой и пообщаться с живым композитором. В моей карьере было немного таких опытов и они бесценны.
И меня приятно удивило, что когда мы пообщались с автором, выяснилось, что мои внутренние ощущения смысла и настроения музыки совпадают с тем, о что говорит сам композитор. Я попытался приблизиться к его замыслам и в какой-то степени это получилось».