На малой сцене «Театра на Таганке» состоялась премьера спектакля по пьесе Павла Пряжко «Сосед». Талантливую (легкую, умную и ироничную) постановку мужской трагикомедии представила Лера Суркова.
Три дня прошло, а впечатления от «Соседа» все не ослабевают и не отпускают. Причина проста – пьеса, которая при первом приближении мне показалась незначительной, была прочитана режиссером глубоко и преподнесена убедительно.
Конечно, при чтении пьесы я отметил для себя обаятельную и легкую иронию автора над мужскими разговорами, которые, с одной стороны, по-своему так же пусты, как и некоторые женские, а, с другой стороны, важны своей психологической правдой и ритуальностью.
Но там, где под покрывалом разговоров «ни о чем» я почувствовал лишь тлеющий огонек конфликта, Лера Суркова вскрыла проснувшийся вулкан. Эта находка сценического воплощения стала для меня серьезным потрясением — но то был последний выстрел в сердце, а первый — мимический пролог спектакля, который гласил о том, что нас ждет не болтовня дачников, а тяжелая борьба двух характеров – пенсионера Николая (в исполнении Александра Резалина) и 37-летнего Паши (Семена Шкаликова). Конечно, в пьесе эти герои блестяще оттеняли качества друг друга, но режиссер реализовала эту перекличку света и тени совершенно в новом, оригинальном ключе.
Главную роль в спектакле «Сосед» играет Александр Резалин. Его роль – это стержень; она задает ритм и движение. Она предполагает огромный диапазон эмоций: от мельчайших движений настроения до взрывов экспрессии. И Александр разворачивается здесь во всю широту своего большого актерского дарования. Он выкладывается по полной программе, в его игре нет ни крупинки фальши, шаблона или наигранности. Она завораживает (я глаз не мог оторвать от него).
Чем ярче горит звезда Резалина, тем сложнее оказывается задача Семёна Шкаликова. Его персонаж — это парень тюфяк, флегма. Никаких взрывов эмоций, все очень ровно, колеблется где-то в районе нуля. Чем дольше длится разговор двух соседей, тем настойчивее стучит в голове мысль: Зачем Паша затеял этот разговор? Чего он хочет? Но развязка неумолимо приближается, и поразит нас своей неожиданностью.
Другим источником впечатлений стала красота и легкость этой режиссерской работы. Это касается всего: и особой атмосферы в зале Театра на Таганке перед спектаклем, и завораживающих декораций, которые добавили пятое измерение пьесе, и музыкальное и световое решение. Поэтому отдельная благодарность художнику Ольге Никитиной, хореографу Марии Губановой, ответственному за свет Максиму Фомченкову, Ольге Криковой за звуковое оформление, и Дмитрию Соболеву за видео. Вклад каждого из них оригинален, самобытен, заметен, и при этом каждый элемент гармонично складывается в общую картину, создавая волшебный образ спектакля.
Но настоящей «вишенкой на торте» стало финальное соло на арфе. Представьте себе: в зал несутся густые клубы дыма от сжигаемых щитов, а из-под пальцев Полины Скрябиной льется умиротворяющая сюита для виолончели #1 Соль-мажор Иогана Себастьяна Баха. Вот так завершилась незамысловатая (только на первый взгляд!) история двух дачников.