Моя бабушка Анна Васильевна Павлова — выпускница одной из школ-студий МХАТ в 1922 году, учившаяся вместе с Михаилом Чеховым и Ольгой Баклановой, говорила мне: «Если актёры играют с удовольствием, значит, пьеса хорошая и будет иметь успех».
Перед началом прогона в Театре Моссовета спектакля «Прощай, любимая!» по пьесе Сергея Решетнева режиссер Сергей Аронин предупреждал: пьеса продлится 1 час 10 минут или 1 час 40 минут, а потом будет обсуждение. Обсуждения не надо — тут нечего обсуждать. Ясно одно: спектакль состоялся.
«Прощай, любимая!» — это, безусловно, искусство! Я получил 100%-ное удовольствие от пьесы по двум причинам:
- (Мои читатели меня поймут) в пьесе есть воздух,
- (Last but not least) актёры играли с удовольствием.
В конце концов, для кого делается спектакль? Он никогда не делается для зрителей. Он всегда делается для актёров, для режиссера, потому что если это не так, творчество не состоится, а театр — это прежде всего творчество.
Я не знаю, такой ли я хороший театральный критик, но я лучший зритель на Земле. Почему? Потому что я всегда на стороне творчества, всегда хочу увидеть в действии на сцене творческое начало.
После спектакля ко мне подошёл один из представителей труппы и спросил: «Как вам?». Я ответил: «Вам надо усилить Кларису Витальевну». На что он мне ответил мне: «Пожалуй». Но я потом подумал, а зачем я это сказал? Ведь на самом деле никого усиливать не надо — спектакль получился настолько свежим, трепетным, что напоминает мне цветущий розовый сад в первые весенние дни, когда только-только первые тёплые лучи Солнца обогревают наш любимый сад.
В пьесе было всё свежо, напоено молодостью и яркостью чувств. Это бывает так, когда спектакль ставится в едином порыве на одном дыхании. А это, в свою очередь. происходит тогда, когда сочетаются три элемента: идея, блестящая игра актёров и энергия на сцене, которая вызывается зрительской эмпатией.
Было видно, с каким удовольствием, вкусом и насаждением зрительский зал впитывает всё, что он видит на сцене Театра им. Моссовета. Настолько всё здорово, ярко, выпукло, сочно, красочно и безупречно точно, что невольно ловишь себя на мысли, что ты теряешь мысль повествования — она становится не важной тебе. Игра актёров, режиссерская постановка и само действие заполняет твоё сознание целиком и полностью.
Я с огромным удовольствием всё же хотел бы сказать несколько слов о сюжетной линии, которая ни в коем случае не претендует на замах на Мировую революцию, но настолько важна для нас — сидящих в зале, своим человеческим наполнением, жизненностью и (прошу меня простить за смиренный тон) бытописание, которое нам так нужно, что мы очень благодарны авторам пьесы, режиссеру-постановщику и актёрам за выбор её, за её замечательную интерпретацию. Они открыли форточку. из которой подул свежий воздух улицы.
Мы, на самом деле, живём в мире, в котором забываем на секунду остановиться, осмотреться вокруг и ответить на главный вопрос: «А что сейчас происходит со мной? Что мне делать? Куда идти?».
Пьеса «Прощай, любимая» как раз отвечает на вопрос так: «Не надо никуда идти, будь счастлив оттого, что ты здоров, молод, хорош собой, можешь читать, писать, творить и любить и быть любимым». В конце концов, это и есть то, о чём говорит Всевышний: «Любить и быть любимым».
Выйдя после спектакля в фойе, я слышал спор двух молодых людей относительно Антона — героя, образ которого был воплощён Митей Фёдоровым. «Нет, он приехал к ней», — говорит один. «Он сделал это ради исполнения своего долга», оспаривал другой.
И я подумал: они оба правы, да и пьеса существует не для того чтобы однозначно отвечать на тот или иной вопрос — это не банкомат, который всегда выдаёт точную сумму денег, введённую на экране. Она на то и существует, чтобы заставить человека всколыхнуться, изумиться, а подчас, задумавшись над той или иной дилеммой, вдруг неожиданно для самого себя и самому себе ответить на какой-то очень важный вопрос своей жизни…