17 ноября 2022 года ежегодный ХХ Юбилейный Международный Театральный фестиваль «Золотой Витязь» подарил зрителям незабываемое зрелище – «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, которая была показана почти рядом с памятником великого поэта, — в «Учебном театре ГИТИС» в Большом-Гнездиковском переулке в исполнении Тверского Государственного театра кукол.
Когда в небольшом уютном зале погас свет, дети всех возрастов и их родители оказались на берегу волнующегося моря из лёгкой полупрозрачной ткани с трепещущими мелкими «волнами», — рябью из тряпочек… Они таинственно раздувались и подсвечивались из своих «глубин», откуда, то появлялся, то исчезал загадочный световой силуэт рыбки.
Затаив дыхание, маленькие и «большие» зрители с интересом наблюдали как ходил забрасывать и вытаскивать невод добрый старик, под ворчание своей старухи, с которой прожил «30 лет и 3 года»… Как его провожал, встречал и резвился, помахивая хвостиком забавный барашек, — дружок одинокой старой парочки, — неожиданно появившийся в сказке Пушкина, и вполне органично в ней освоившийся… Дети веселились и хохотали, глядя на акробатические выходки бархатного кота, осторожно переступающего по верёвочке, чтобы своровать, висевших на ней рыбок, выкриками подбадривали игривое любопытство барашка, которому до всего было дело…
Актёры, открыто, без всяких отделяющих перегородок, с куклами на сцене — так убедительно разыгрывали действо, что лучшей оценкой их игры были тихие детские реплики друг ко другу: «А барашек настоящий?»… «Какой милый котик!.. А он живой?»
Взрослые кукловоды не только талантливо выступали с персонажами пушкинской сказки, они блистали и самостоятельно; пели лирические песни, разукрашивая ими действо, выбегали на передний план перед зрителем с народными плясками, задорно, по-скоморошьи, распевая бравые куплеты…
Артисты переодевались на ходу, в контексте с содержанием, — лёгким движением руки, ловко превращая своё облачение, из рыбацкого – в костюм стражника, слуги или боярина. На глазах у изумлённой публики их первоначальные вёсла рыбаков разбирались и становились то копьями, то бутылями с вином и кубками для пира!
Внимание зрителя постоянно подогревалось всё новыми затеями, в том числе и в декорациях; приземистый домик старой парочки вырастал всё выше после каждого нового запроса старухи – жить лучше и богаче. Дом, подобно вееру «разрастался» со всех сторон новыми башнями, берег моря превращался в длинный стол с яствами и гостями… Вместе с настроениями и поведением героев менялись небо и море с бегущими облаками и волнами, из которых выныривала очень обычная, без привычной короны, пышного хвоста и плавников, рыбка, — образ которой выражал простоту и скромность, в которых скрывалась чудодейственная сила… Просверки молний, пронизывающие потемневшие хмурые небеса и бурлящие тёмные «воды», грохочущее громом негодования пространство, в финале сказки, — всё говорило о замысле Пушкина, — что все наши непомерные желания, за которыми скрыта жажда всевластия, не только вызывают гнев Божий, но и влияют на весь окружающий мир, на всю природу!..
И потому, неизменными оставались лишь сети над сценой, — над головами действующих лиц… как бы спущенные с небес, символизирующие уловление душ человеческих для искушений.
По оригинальной трактовке молодого талантливого режиссёра из Петербурга – Людмилы Фёдоровой, получилась не только сказка, как её всегда преподносили нам в детстве старшие — о жадности, злой бабушке, корысти, тщеславии… Сказка оказалась о любви!
Такая постановка прозвучала не только интересно, но и жизненно:
Ошибаются все, — бабка устала от бедной жизни, захотела богатства, запуталась… И если вначале у них со стариком отношения хорошие, добрые, — по любви, то, вкусив силу богатства и власти, — старуха «взбеленилась», «взбесилась», потеряла душу! Захотев подчинить себе весь мир и возжелав, «чтобы рыбка была у меня на посылках!..» — она теряет всё. Она снова сидит у разбитого корыта. Бог не допускает разрушения души человеческой, — Он всё возвращает в прежнее нищенское состояние, — туда, — где была когда-то любовь. И бабка раскаивается! Куклы замечательно выражают ее стыд, её желание примирения, радостное возвращение пострадавших от её мракобесия животных (кота и барашка), понимание и прощение униженного ею старика-мужа… На берегу утихшего моря «житейского» воцаряются снова любовь и согласие. И зрители, сочувствующие этому сказочному, но, и одновременно, очень приближенному к нашей бытовой жизни действу, — и довольны, и счастливы, и всё поняли!
Пожалуй, общее впечатление от такой «Золотой рыбки» наиболее полно выразил Народный артист Белоруссии, Заслуженный артист РФ – Владимир Васильевич Гостюхин:
«Это замечательно! Прекрасно!.. Здесь есть Пушкин! Его гармония! Всё очень хорошо связано… Пластика артистов… Они не мешают, — на них не смотришь, — ты следишь за куклами… за их существованием… Актёрские вставки только дополняют жанр кукольного театра. Подчас, классику переделывают так, что уши вянут, волосы дыбом!.. И хочется сразу куда-то сходить. А здесь все пушкинские смыслы остались! И они донесены абсолютно. Простота необыкновенная! И в этой простоте есть что-то великое. Блестящая постановка! Здесь было единство кукол, актёров, декораций, музыки, пластики… Сама сценография великолепна! И настолько всё трогательно, что восхищаешься этой абсолютной гармонией! Я давно такого не видел. Я соскучился по такому!..»
И глаза этого представителя «старой советской гвардии» киноактёров, умудрённого жизненным и творческим опытом, сияли при этих словах настоящим золотым детством!
Нина Яхонтова