Японская чайная церемония — достояние интеллектуальной элиты страны Восходящего Солнца. Её практиковали самураи, монахи монастырей, которые были думающей элитой 15-16 веков, горожане высокого звания (например, из купеческого сословия). За чашечкой чая они воскуривали благовония и рассуждали о материях, недоступных для понимания непосвященных.
Сначала используя философские наработки и предметы церемонии из Китая и Кореи, затем, начиная с XV-XVI веков развивая её на национальной почве, в Японии возникает система чайных мастеров, чайных школ, и чайное действо меняется на протяжении веков.
Малоизвестной странице жизни аристократической Японии, не выходившей за рамки страны, посвящена выставка «Пять стихий чая» в Музее Востока. Мы предлагаем читателям окунуться в мир японского чаепития, посмотрев наш фоторепортаж.
В момент рождения традиции это были аристократические чаепития, которые предполагали изысканную импортную посуду: китайский фарфор, китайская керамика, знаменитые чаши Тэммоку – вещи чрезвычайно дорогие в Японии 15-16 веков. Они соответствуют этому стилю «сёин-но тя», то есть «чаепитие в гостиной» – чаепитие аристократов.
Потом приходит другое понимание чайного действа – японские мастера отказались от роскоши для того, чтобы сосредоточиться на духовном значении общения за чаем. Экспонаты эпохи иллюстрируют отрицание роскоши и внимание к духовной жизни, внутренним переживаниям человека. Утварь для чаепития становится грубой, потому что она не должна развлекать гостей, она должна вызывать интерес к утвари, как к сотоварищу, предмету, находящемуся в одном поле чайного действа.
Со временем возвращается мода на яркие вещи, потому что феодалы, крупные военноначальники начинают заниматься чайным действом. Им хочется красоты и броскости – репрезентации своей власти, положения.
В девятнадцатом веке начинается постепенно распространение чайного действа на традиции гостеприимства. Например, где-нибудь в кварталах удовольствий можно было найти гейшу, которая могла бы провести чайную церемонию.
В таком японском чаепитии, конечно, было больше развлекательного, а не духовного начала. Но зато всё было очень красиво, элегантно, изысканно, утонченно и многие люди с удовольствием посещали такие церемонии. Самая элегантная посуда. представленная на выставке, относится к этому периоду.