«Пять стихий чая»: взгляд в аристократическую японскую культуру

Японская чайная церемония — достояние интеллектуальной элиты страны Восходящего Солнца. Её практиковали самураи, монахи монастырей, которые были думающей элитой 15-16 веков, горожане высокого звания (например, из купеческого сословия). За чашечкой чая они воскуривали благовония и рассуждали о материях, недоступных для понимания непосвященных.

Сначала используя философские наработки и предметы церемонии из Китая и Кореи, затем, начиная с XV-XVI веков развивая её на национальной почве, в Японии возникает система чайных мастеров, чайных школ, и чайное действо меняется на протяжении веков.

Малоизвестной странице жизни аристократической Японии, не выходившей за рамки страны, посвящена выставка «Пять стихий чая» в Музее Востока. Мы предлагаем читателям окунуться в мир японского чаепития, посмотрев наш фоторепортаж.

В момент рождения традиции это были аристократические чаепития, которые предполагали изысканную импортную посуду: китайский фарфор, китайская керамика, знаменитые чаши Тэммоку – вещи чрезвычайно дорогие в Японии 15-16 веков. Они соответствуют этому стилю «сёин-но тя», то есть «чаепитие в гостиной» – чаепитие аристократов.

Потом приходит другое понимание чайного действа – японские мастера отказались от роскоши для того, чтобы сосредоточиться на духовном значении общения за чаем. Экспонаты эпохи иллюстрируют отрицание роскоши и внимание к духовной жизни, внутренним переживаниям человека. Утварь для чаепития становится грубой, потому что она не должна развлекать гостей, она должна вызывать интерес к утвари, как к сотоварищу, предмету, находящемуся в одном поле чайного действа.

Со временем возвращается мода на яркие вещи, потому что феодалы, крупные военноначальники начинают заниматься чайным действом. Им хочется красоты и броскости – репрезентации своей власти, положения.

В девятнадцатом веке начинается постепенно распространение чайного действа на традиции гостеприимства. Например, где-нибудь в кварталах удовольствий можно было найти гейшу, которая могла бы провести чайную церемонию.

В таком японском чаепитии, конечно, было больше развлекательного, а не духовного начала. Но зато всё было очень красиво, элегантно, изысканно, утонченно и многие люди с удовольствием посещали такие церемонии. Самая элегантная посуда. представленная на выставке, относится к этому периоду.

Огата Кэндзан (1663-1743), Сосуд для воды «мидзусаси», Япония, XVIII в.
Огата Кэндзан (1663-1743), Сосуд для воды «мидзусаси», Япония, XVIII в.
Основоположник классического чайного действа Японии – Сэн-но Рикю
Основоположник классического чайного действа Японии – Сэн-но Рикю
Предметы чайной церемонии, XVII-XX вв.
Предметы чайной церемонии, XVII-XX вв.
Чаша для чая («тяван») типа «мисима», Корея (?) Япония (?), XVI-XVII вв.
Чаша для чая («тяван») типа «мисима», Корея (?) Япония (?), XVI-XVII вв.
Чайницы «тяирэ» XVI-XVII вв. и чайница «тяирэ» с кобальтовой росписью XVIII в.
Чайницы «тяирэ» XVI-XVII вв. и чайница «тяирэ» с кобальтовой росписью XVIII в.
Чайница «нацумэ» («усуки») с изображением сливы и хризантемы, XX в.
Чайница «нацумэ» («усуки») с изображением сливы и хризантемы, XX в.
Чаша для чая
Чаша для чая
Чаша для чая «тяван» типа «оку-горай», Япония, мастерские Карацу, XVI в.
Чаша для чая «тяван» типа «оку-горай», Япония, мастерские Карацу, XVI в.
Огава Эйхо (1896-1990), Курильница в виде утки, XX в.
Огава Эйхо (1896-1990), Курильница в виде утки, XX в.
Ито Рёити, Котёл «тягама» с изображением зимородка, XX в.
Ито Рёити, Котёл «тягама» с изображением зимородка, XX в.
Коробочка для благовоний «кого» с изображением насекомых, XIX в.
Коробочка для благовоний «кого» с изображением насекомых, XIX в.
Окимоно «Мастер сада» XIX век, и нэцкэ «Мастер чая», и пр.
Окимоно «Мастер сада» XIX век, и нэцкэ «Мастер чая», и пр.
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку