Потрясающей интенсивности международный культурный обмен мы наблюдаем сегодня. Перекрёстные годы культуры и туризма стремительно наращивают географию: Франция, Греция, Словения, Китай… Культурная дипломатия расцвела во всей красе, и ей не помеха кризис и политические баталии.
Театры – одна из самых ярких, полномочных дипломатических миссий культурного обмена. Как сегодня ощущают себя в этой роли крупнейшие театры России (официальный рейтинг театров 2016 года в конце статьи)?
В ТАСС прошла конференция под характерным названием «Национальные театры: культурная дипломатия как ключ к развитию», и её содержание напомнило мне забавный случай из жизни.
Национальный театр в его современном прочтении
Несколько лет тому назад, приехав в Париж, я пришла в кассу Опера Гарнье (Гранд Опера) и попыталась купить билеты на настоящую французскую постановку. Увы, в афише во все дни моего пребывания в стране значились немецкие, русские и испанские авторы, труппы и исполнители. «Месье, — спросила я кассира, — скажите, пожалуйста, когда я смогу посмотреть настоящую французскую оперу в исполнении французов?». Ответ меня шокировал. Я несколько раз переспрашивала бедняжку разными вариантами французских слов, пока не убедилась, что всё понято верно. «Вы же пришли в Национальный театр! Ваши шансы попасть на французскую оперу в том смысле, как Вы её понимаете, равны нулю!». Национальный оперный театр во Франции специализируется исключительно на международном сотрудничестве и делает акцент на лучшие мировые достижения. Поэтому и оперы в нём немецкие или итальянские по преимуществу. И артисты лучшие из мировых. Вот именно это и вкладывается в понятие «национальный театр», théâtre national.
Фестивали как форма обмена национальными театрами
На упомянутой пресс-конференции директор Александринского театра Григорий Попов поделился итогами 10-го международного театрального фестиваля «Александринский». Он отметил, что в 2016 году фестиваль расширил свою географию и показал много интересных постановок.
Например, Г. Попов выделил Венгерский Национальный Театр (Nemzeti Szinhaz), который поставил «Преступление и наказание» по Ф.М. Достоевскому с русской труппой. Художественный руководитель театра – выпускник Театрального института им. Карпенко-Карого в Киеве Атилла Виднянский.
Старейший национальный театр Израиля «Габима» (создан 100 лет назад при МХТ в Москве) привёз «Скупой» Ж.-Б. Мольера.
Пекинский Народный художественный театр, «по форме европейский театр», представил китайскую пьесу «Верные друзья» по сценарию Го Цихуна.
Известный японский режиссер Тадаcи Судзуки привёз постановку Еврипида «Троянки».
По словам Г. Петрова, фестиваль выявил проблему перевода, которая даже в синхронном варианте создаёт помехи для усваивания текста. Других проблем он не отметил.
В Европе же обмен ещё интенсивней, по словам участника пресс-конференции Серджио Эскобара (Пикколо Театро ди Милано) из Италии, на сцене Пикколо в этом году шли постановки на более чем 30 языках. Культурная дипломатия такого рода, по словам Эскобара, позволяет взаимообогащаться и бороться с идеологическим противником – национализмом. Видимо, это устойчивый глобальный тренд, и он будет укрепляться.
Российские театры в международном контексте
Все участники пресс-конференции отметили тот факт, что Россия очень активно взаимодействует на мировой арене. «Я никогда не смог бы сказать, что Россия закрыта для совместных культурных проектов», — сказал С. Эскобар. По словам директора театра им. Е. Вахтангова К. Крока: «На сегодняшний день нет никаких преград для продвижения российского, русского театра».
Российские театры активно гастролируют, их приглашают в гости. Большую роль в этом играет «Федеральный гастрольный центр». Широко распространены сегодня постановки с международными участниками и совместные постановки с другими национальными театрами. Ярким примером из недавних стала совместная постановка театра им. Вахтангова с Афинским национальным театром «Царя Эдипа», режиссер Римас Туминас. Спектакль идёт на двух языках. Все театральные проекты оплачиваются из трёх источников: Минкультом, спонсорами и собственными средствами.
Активность национальных театров на международной арене, по словам директора Большого театра В.Г. Урина, нуждается в центре, поддерживающем национальную культуру. «У нас нет центра, продвигающего русскую культуру», — посетовал он и напомнил, что такие центры есть у других европейских стран: Французский Институт, Институт Гёте в Германии, Британский совет и тп. Учитывая усилия по российскому экспорту (создание сети экспортных центров) и туризму (Ростуризм активно продвигает въездной туризм), есть надежда, что В.Г. Урин будет услышан.
Рейтинг театров в России по итогам первого полугодия 2016 года
По информации, полученной культурно-политическим журналом «Э Вести» из Министерства Культуры РФ, все три российских национальных театра – Большой, Александринский и Вахтангова – входят в десятку крупнейших театров России.
Первую тройку открывает Мариинский театр Санкт-Петербурга, продемонстрировавший наибольший рост посещаемости в первой половине 2016 года, следом за ним расположены Московский Большой театр и Московский Художественный Театр им. А.П. Чехова.
Мариинский театр был основан указом императрицы Екатерины Великой в 1783 году. Вначале он именовался Большим Каменным театром, но после строительства нового здания в 1859 году он получил имя Мариинского в честь императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. С 1935 по 1991 годы он назывался Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С.М.Кирова. 16 января 1992 года театру было возвращено его прежнее название – Мариинский. Его история связана с такими именами как Федор Шаляпин, Анна Павлова, Галина Уланова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Джордж Баланчин, Константин Коровин, Александр Бенуа, Мариус Петипа и многих других.
Большой театр был основан в 1776 году как частный театр князя Петра Урусова, когда он получил соизволение императрицы Екатерины Великой «содержать… театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады». В то время он носил имя Петровского – по имени улицы Петровка. В 1825 году было выстроено новое здание театра, которое было, куда больше прежнего, и потому названного Большим Петровским. В 1856 году было выстроено новое здание, которое превзошло своими размерами самые крупные итальянские театры. Тогда же театр стал именоваться просто Большим театром. В 1917 году Императорский Большой театр был переименован в Государственный Большой театр.
Московский Художественный Театр им. А.П.Чехова (МХТ им. А.П. Чехова) был создан К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко в 1898 году. Сначала он назывался Художественным-Общедоступным, с 1901 года – Московским Художественным театром (МХТ), а с 1919 – Московский Художественный академический театр (МХАТ). В 1932 году ему было присвоено имя М. Горького. В 1987 году он разделился на два театра: МХАТ им. М. Горького (под руководством Т.В. Дорониной) и МХАТ им. А.П. Чехова (под руководством О.Н. Ефремова).
ТОП-10 самых посещаемых театров России в первой половине 2016 года.
# |
Название театра |
Город |
Число посещений, тыс. чел. |
Рост/ падение, (год к году) |
|
1-е полугодие 2016 г. |
1-е полугодие 2015 г. |
||||
1 |
Мариинский театр |
Санкт-Петербург |
863.5 |
674.9 |
27.9% |
2 |
Большой театр |
Москва |
281.0 |
291.8 |
-3.7% |
3 |
МХАТ им. А.П.Чехова |
Москва |
200.1 |
165.5 |
20.9% |
4 |
Театр им. Е.Вахтангова |
Москва |
197.6 |
180.1 |
9.7% |
5 |
МХАТ им. М.Горького |
Москва |
152.6 |
241.2 |
-36.7% |
6 |
Новосибирский театр оперы и балета |
Новосибирск |
149.8 |
142.4 |
5.2% |
7 |
Малый театр |
Москва |
145.9 |
119.2 |
22.4% |
8 |
Екатеринбургский театр оперы и балета |
Екатеринбург |
119.0 |
113.5 |
4.8% |
9 |
Детский музыкальный театр им. Н.И.Сац |
Москва |
99.3 |
89.2 |
11.3% |
10 |
РАМТ |
Москва |
97.5 |
95.3 |
2.3% |
ТОП-10 Лучших театральных организаций по качеству обслуживания в России в первой половине 2016 года.
# |
Название театра | Город |
Общий балл |
1 |
Театр им. Е.Вахтангова |
Москва |
93.5 |
2 |
Государственный Пушкинский театральный центр |
Санкт-Петербург |
89.2 |
3 |
Московская государственная филармония |
Москва |
86.6 |
4 |
РАМТ |
Москва |
86.0 |
5 |
Малый драматический театр |
Санкт-Петербург |
85.5 |
6 |
МХАТ им. М.Горького |
Москва |
83.3 |
7 |
Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича |
Санкт-Петербург |
83.1 |
8 |
Северо-Кавказская филармония им. В.И.Сафонова |
Кисловодск |
81.6 |
9 |
Александринский театр |
Санкт-Петербург |
81.3 |
10 |
Театр «Сатирикон» им. А.Райкина |
Москва |
80.2 |
На четвёртой строке рейтинга – Театр им. Вахтангова. Мы попросили прокомментировать высокое положение театра его руководителя, Кирилла Игоревича Крока.
Театр им. Е.Б. Вахтангова был основан в 1913 году как Студенческая драматическая студия, руководимая Е.Б. Вахтанговым, актером и режиссером МХТ. В 1920 году студия стала Третьей студией МХАТа. Днём рождения театра считается 13 ноября 1921 года, когда состоялась премьера спектакля «Чудо святого Антония» Метерлинка, поставленного Е.Б. Вахтанговым. В 1926 году театр стал носить имя своего основателя – Вахтангова.
По мнению К.И. Крока, возглавляемый им театр — лучший в России. «Давайте называть все вещи своими именами, в ТОП-10 мы не входим. Мы лидеры отрасли по всем показателям – по количеству сыгранных спектаклей, по количеству зрителей, по количеству денег от уставной деятельности, то есть от продажи билетов, денег заработанных театром на гастролях, по средней оплате труда, она самая высокая в отрасли, поэтому ни в какой ТОП10 мы не входим, мы лидеры отрасли, а все остальные там в ТОП», сказал он в интервью культурно-политическому журналу «Э Вести». Мы также попросили Кирилла Игоревича поделиться опытом приобретения и удержания популярности.
ЭВ: Можно ли в соответствии с этим узнать ключ успеха?
Кирилл Крок: Хорошие спектакли. Театром должен руководить творческий человек, который думает о театре, думает о зрителе. Такой человек у нас есть, фамилия его Туминас. Вот и все. Театр – это всегда художественная идея, художественный лидер. Был Любимов на Таганке – театр гремел. Нет Любимова – театра нет. Вот так устроен театр.
ЭВ: Я подумала, может быть, Вы ощущаете дух времени, может быть, ещё несёте новое художественное слово.
Кирилл Крок: Мы все вместе с Вами не можем ничего ощущать. Ощущать может один человек – художник – чувствовать время, чувствовать запросы этого времени. Если он правильно это ощущает, чувствует, тогда вот получается, случается то, что мы называем в театре успехом.