Сегодня я присутствовал при закладке первого куба цемента в основание будущего детского сада жилого комплекса «Преображенская площадь» и воочию убедился, что в Москве ключевую роль в создании детских садов играют девелоперские компании. Их усилиями формируется будущее страны, создается поколение завтрашнего дня. И всё это через полсотни новых объектов детской инфраструктуры.
На вопрос Чехову, любит ли он детей, писатель говорил: «Да, и очень. Особенно когда они плачут, потому что тогда их уводят». Говоря о том, что «их уводят» — Чехов имел ввиду, что плачущих детей уводят гувернантки или бонны в детские сады. К тому моменту они уже существовали, и со второй половины XIX века продвигались усилиями благотворительного «Общества дешёвых квартир» Императорского человеколюбивого общества. Родители получали возможность трудиться на заводах и фабриках, а дети — интегрироваться в меняющуюся жизнь.
Это был аналог детской инфраструктуры для тех, кто не мог себе позволить держать детскую прислугу, этакое коллективное сотворчество, при котором воспитателями могут быть родители и попеременно жены всех членов общины.
И сегодня детские сады — образовательные учреждения, которые в обязательном порядке должны находиться по месту жительства членов семьи — родителей. Если школа — это такое учреждение, куда детей могут возить на другой конец города (из-за редкого языка, учителя), то детский сад находится там, где живет семья. Родители не в состоянии возить в детский сад ребенка!
В целом ряде стран, в том числе в Израиле во всех кибуцах заведено, что детские сады — это место коллектива, не зависимо от вероисповедания, политических убеждений, прочих различий, где развивают детей. Женщины-воспитательницы один раз в день (один день в неделю) становятся воспитательницами для всех детей.
Детские сады для ребят возраста 3-7 лет — важнейший этап в их жизни, когда в ребенке закладываются основные параметры его личности: мировоззрение, мировосприятие, мироощущение.
Тип домашнего воспитания, присущий целому ряду цивилизаций, в том числе православной (до наступления советской эры, когда детские сады приобрели характер инкубатора-птицефермы) имел свои недостатки и преимущества. Он прививал особую любовь к предкам, традициям, семье.
На мой вопрос советскому академику, что являлось главной причиной провала социалистического эксперимента, я однажды получил ответ: «Отсутствие правильного воспитания подрастающего поколения».
Нобелевский лауреат Янош Корнаи, изучавший строительство социализма в народно-хозяйственной экономике, утверждал, что человека невозможно научить строить товарно-денежные отношения при отсутствии духовной базы. Человек — существо духовное, а не материальное. Ему невозможно навязать материалистические принципы, потому что они не существуют в реальной природе.
Детсады в России — не просто загон для малолеток. Тут должно быть воспитание, привитие определенных навыков социализации, отношение к обществу и самому себе. Отсутствие правильного подхода к тому, что такое детсад, приводит к отсутствию понимания, что такое школа и ВУЗ.
Есть ученые, считающие, что воспитание происходит в возрасте до 3х лет. Но становление основных параметров личности происходит в детсаду. Отношение к ним общества не должно быть по остаточному принципу, делая упор на школу и вуз.
Это тема промыслительная, к ней нельзя относиться так, что эта проблема рассосется сама собой: «всё перемелется, мука будет». Все гражданское общество должно обращать пристальное внимание на детские сады.
Россия сегодня находится на перепутье. То ли она движется в сторону цивилизации, то ли поисков истоков происхождения Атлантиды. Если вопрос о воспитании детей и решении детских садов как краеугольного этапа воспитания подрастающего поколения не будет решен — Россию будет ждать история погибшего континента, когда цивилизация ушла в пучины вод.
Аналитики Regions Development на примере округа рассказали о том, что на 8 муниципальных учебных заведений пришлось 4 частных. «В целом, только 28% премиальных новостроек Москвы имеют собственные детские сады, — говорят они, — и только в 11% случаев эти ДОУ передаются государству».
Видимо, проблемы дошкольных учреждений родители стремятся решать своими силами. Кто, как не они, заинтересованы в том, чтобы ребёнок был развит и воспитан в духе ценностей семьи.