Русская революция 1917 года проходила под флагом классовой борьбы, но была национально-освободительной для многих её участников. Отсюда знаменитый национальный вопрос, которым так долго и упорно занимался товарищ Сталин, и отсюда и существенный перевес национальных меньшинств в кругу революционеров.
Казалось бы, как можно сегодня привлечь зрителей на спектакль по «Конармии» Исаака Бабеля, циклу рассказов, который заставляли читать школьников в 1960 годах?
В основе лежит произведение, которое вызывало противоречивые чувства даже у современников, бывших участниками Гражданской войны на стороне большевиков.
Худрук Сергей Власов, выступивший режиссером спектакля «Бабель.Реквием» попытался подать его с национально-идеологической стороны, перемежая революционную романтику с духом пацифизма, объединяя не объединяемое.
Герой его постановки — это стихия междоусобной борьбы, где каждый человек является не столько актором, сколько жертвой своего времени. Эту стихию вдохновляет диалог с Богом и Ангелом Тьмы, где выбор делается в пользу последнего.
Русские народные песни, еврейские песни, красочные бои и яркая психологическая борьба — всё это предлагается зрителю в рамках нового знакомства с творчеством писателя раннего советского времени. Исаак Бабель был участником революции и жертвой-дитя, которую она пожрала. Всё в соответствии с принципами этого исторического феномена.
Образ этого человека создатели спектакля «Бабель. Реквием» доносят во всей противоречивости и полноте, сообщая не только о павших красноармейцах, но и о перипетиях судьбы автора. Жизнь его закончилась заключением в Бутырскую тюрьму и расстрелом за шпионаж в пользу Франции.
В небольшом пространстве с минимумом декораций игра актёров становится главным, что притягивает взор. Они совершают чудеса, создавая визуальный и акустический объём повествования. Но, пожалуй, главное, что мы вынесем из пьесы — то, что гражданских войн надо больше не допускать. Непривлекательна и незавидна судьба конной армии.