Молодой французский драматург Флориан Зеллер — пример того, как истинный талант быстро находит свой путь к зрительскому сердцу. В постановках спектаклей и кинофильмов по его произведениям принимали участие такие звёзды мировой сцены, как Энтони Хопкинс, Изабель Юппер, Джонатан Прайс и Франсуа Отёй. Их, как и зрителей, пленяло то, что в каждой бытовой истории драматург способен разглядеть вечные ценности и открыть путь к добру.
Эльдар Трамов чем-то напоминает Флориана Зеллера. В Театре Вахтангова, где актёр служит десяток лет, быстро увидели его огромный потенциал. Сначала — как актёра выдающегося таланта и широкого амплуа, затем — как режиссёра.
Великий творец Римас Туминас предложил Трамову стать соавтором своего знакового спектакля «Война и мир» и благословил на постановку спектакля по собственному выбору. Выбор был сделан в пользу «Обратной стороны медали» Флориана Зеллера, и ожидаемо к работе присоединился звёздный актёрский состав.
Вахтанговцы не впервые обращаются драматургу. Владимир Бельдиян ставил в России первую часть знаменитой эпопеи «Папа» — «Мама» — «Сын», где отца сыграл Сергей Маковецкий, а Юрий Бутусов представил свою яркую трактовку подростковых духовных исканий в «Сыне».
Мы не всегда думаем перед тем, как сказать нечто вслух, но всегда ли мы говорим то, что действительно думаем? Флориан Зеллер уверен, что нет. В «Обратной стороне медали» он погружает читателя в лабиринт двойственных размышлений о семье, где внутренний мир героев полон соблазнов бытия, а внешне они сохраняют приличия и лукавят.
Эльдар Трамов соединил этот лабиринт в одном сценическом пространстве, сумев в стильном современном помещении передать бурю внутренних чувств героев. Под комедийной формой спектакля разыгрывается глубокий драматический сюжет.
Есть в русском языке пословица: «Седина в бороду, а бес в ребро». Собственно, спектакль о кризисе семьи, которой уже два десятка лет и где уже нет былой страстной любви. С такой ситуацией сталкиваются практически все люди среднего возраста, к какому бы классу они ни принадлежали. Недавно и один российский олигарх ушёл к молодой жене, после побега которой с гонщиком он снова вернулся в свой налаженный быт, осознав силу проверенного годами чувства…
Перипетии пролетариев были бы не так красноречивы, как драма элиты. Стильные современные декорации Максима Обрезкова говорят нам о том, что речь идёт о благополучном и сытом бытии. Героям есть что терять, исход их поступка предрешён, но снова и снова находятся люди, готовые попытать новое счастье.
В пьесе Зеллер как бы даёт развилку как повод для размышлений: один друг — Патрик (Игорь Карташёв) уходит из семьи, другой — Даниэль (Евгений Князев) выдерживает натиск соблазна. На короткой дистанции победитель — Патрик, но в дальней перспективе выигрывает Даниэль.
В спектакле органичен Игорь Карташёв. Глубокий актёр, которому подвластны сложнейшие драматические роли, даже в комической роли предрекает грустный финал своего героя. Молодящийся франт не выглядит счастливым победителем, он каким-то неведомым образом, неизменным актёрским обаянием вызывает у зрителя сочувствие к своей неминуемо трагичной дальнейшей судьбе.
Искренним исполнением непростой главной роли отличился Евгений Князев. Это ещё одно открытие, так как в сознании зрителей этот актёр в большей степени ассоциируется с ролью Вольфа Мессинга — человека нестандартной судьбы и прорицателя Сталина. В «Оборотной стороне медали» ведущий актёр Театра Вахтангова выступил в новом амплуа, и достоверностью исполнения многослойной фигуры главного героя он поражает зрителя в самое сердце.
Евгений Князев «держит» спектакль, который в его умелых руках становится мощным заявлением Театра Вахтангова в защиту семейных ценностей.