Родиону Раскольникову дали шанс жить дальше

Родиону Раскольникову дали шанс жить дальше

Великий роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» настолько глубок, что в его недрах режиссеры изыскивают разную, подчас противоречивую духовную проблематику. Кто-то утопает в тёмных уголках души Родиона Раскольникова, кто-то умиленно копается в грешках Свидригайлова, кто-то упивается грехопадением Сони Мармеладовой…

Антон Яковлев на сцене Театра Гоголя озарил души грешников светом Веры и открыл им двери добра. В его сценической реализации детективного сюжета, пожалуй, более всего достигаются цели Фёдора Михайловича, который стремился вернуть своих современников в христианский мир и дать им шанс на Спасение.

Уныние недопустимо — оно доводит до самоубийства и лишает человека главной ценности — собственной жизни. На наших глазах Родион Раскольников в прекрасном исполнении Василия Неверова получает силы преодолеть свой грех через покаяние — и мы видим торжество очищающей любви.

В первую минуту появление Неверова в роли Раскольникова показалось чем-то новым по сравнению с прежними постановками: перед нами русский молодец спортивного телосложения, почти богатырь. Однако сам Фёдор Михайлович описал героя как умного и образованного привлекательного молодого человека высокого роста с русыми волосами и тёмными глазами, в облике которого читались угнетающие обстоятельства жизни — они сделали Родиона угрюмым и нелюдимым. Собственно, всё так и есть.

Василий Неверов с Яниной Третьяковой (её героиня — Сонечка Мармеладова) разворачивают перед нами картину становления супружеской любви. Антон Яковлев уходит от ставшего обыденным акцента на «профессии» девушки. Хрупкая, миниатюрная, женственная, жертвенная, Соня на наших глазах вдыхает силу и умножает мужественность своего избранника, готовится принять за него терновый венец. Третьяковой удалось передать тот контраст, который по замыслу писателя характеризует героиню, и подарить ей возможность преодолеть и свой, и чужой порок.

Родиону Раскольникову дали шанс жить дальше

По форме на сцене разворачивается криминальный детектив, классика жанра. С самого начала следователь Порфирий Петрович (в его роли — Дмитрий Высоцкий) интуитивно определяет виновного, и расследование открывается в кабинете, более близком по форме к началу XX века.

Что в этом контексте символизируют топоры? Какое орудие зла они направляют на героев? Не то ли, которое привело к жертвам во время гражданской войны?

Дмитрий Высоцкий прекрасен в своей роли, хотя это уже не типичный для своей эпохи «невысокий полный мужчина средних лет с неприметным лицом и очень умными, проницательными глазами». Этот следователь ближе к нашим дням, пример из XX века. Активный, быстрый, он задает тон повествованию и держит внимание, обещая справедливое возмездие в конце.

Решения сцен не оставляют оснований для критики — перед нами удивительно насыщенный, интригующий и яркий спектакль. Однако сцена с клячонкой — тощей беспомощной лошадкой, замученной на глазах юного Родиона Раскольникова, это абсолютный шедевр под бессмертную арию Альмирены из оперы «Ринальдо» Генделя по сюжету «Освобожденного Иерусалима» Торквато Тассо.

Родиону Раскольникову дали шанс жить дальше

Алёна Гончарова — чудо как хороша во всех своих образах жертвы, и несмотря на её страдания, мы предчувствуем, что даже мучители однажды (как и в опере) перейдут на сторону добра.

Антон Яковлев совмещает два образа в одном, что позволяет шире и полнее выразить героев романа. Так, одни и те же актёры играют Свидригайлова и Адвоката (Андрей Финягин), лошадку и Лизавету (Алёна Гончарова), старуху-процентщицу и мать (Анна Гуляренко)… В результате зритель в ёмкой форме получает многомерное видение образов и, потрясенный, осознаёт, что бессмертный роман Достоевского был ему преподнесен во всём эмоциональном объёме за три часа сценического действия.

«Преступление и наказание» Антона Яковлева — это замечательный образец режиссуры, которое непременно войдёт в анналы театрального искусства. Браво!

Родиону Раскольникову дали шанс жить дальше

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку