Великий роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» настолько глубок, что в его недрах режиссеры изыскивают разную, подчас противоречивую духовную проблематику. Кто-то утопает в тёмных уголках души Родиона Раскольникова, кто-то умиленно копается в грешках Свидригайлова, кто-то упивается грехопадением Сони Мармеладовой…
Антон Яковлев на сцене Театра Гоголя озарил души грешников светом Веры и открыл им двери добра. В его сценической реализации детективного сюжета, пожалуй, более всего достигаются цели Фёдора Михайловича, который стремился вернуть своих современников в христианский мир и дать им шанс на Спасение.
Уныние недопустимо — оно доводит до самоубийства и лишает человека главной ценности — собственной жизни. На наших глазах Родион Раскольников в прекрасном исполнении Василия Неверова получает силы преодолеть свой грех через покаяние — и мы видим торжество очищающей любви.
В первую минуту появление Неверова в роли Раскольникова показалось чем-то новым по сравнению с прежними постановками: перед нами русский молодец спортивного телосложения, почти богатырь. Однако сам Фёдор Михайлович описал героя как умного и образованного привлекательного молодого человека высокого роста с русыми волосами и тёмными глазами, в облике которого читались угнетающие обстоятельства жизни — они сделали Родиона угрюмым и нелюдимым. Собственно, всё так и есть.
Василий Неверов с Яниной Третьяковой (её героиня — Сонечка Мармеладова) разворачивают перед нами картину становления супружеской любви. Антон Яковлев уходит от ставшего обыденным акцента на «профессии» девушки. Хрупкая, миниатюрная, женственная, жертвенная, Соня на наших глазах вдыхает силу и умножает мужественность своего избранника, готовится принять за него терновый венец. Третьяковой удалось передать тот контраст, который по замыслу писателя характеризует героиню, и подарить ей возможность преодолеть и свой, и чужой порок.
По форме на сцене разворачивается криминальный детектив, классика жанра. С самого начала следователь Порфирий Петрович (в его роли — Дмитрий Высоцкий) интуитивно определяет виновного, и расследование открывается в кабинете, более близком по форме к началу XX века.
Что в этом контексте символизируют топоры? Какое орудие зла они направляют на героев? Не то ли, которое привело к жертвам во время гражданской войны?
Дмитрий Высоцкий прекрасен в своей роли, хотя это уже не типичный для своей эпохи «невысокий полный мужчина средних лет с неприметным лицом и очень умными, проницательными глазами». Этот следователь ближе к нашим дням, пример из XX века. Активный, быстрый, он задает тон повествованию и держит внимание, обещая справедливое возмездие в конце.
Решения сцен не оставляют оснований для критики — перед нами удивительно насыщенный, интригующий и яркий спектакль. Однако сцена с клячонкой — тощей беспомощной лошадкой, замученной на глазах юного Родиона Раскольникова, это абсолютный шедевр под бессмертную арию Альмирены из оперы «Ринальдо» Генделя по сюжету «Освобожденного Иерусалима» Торквато Тассо.
Алёна Гончарова — чудо как хороша во всех своих образах жертвы, и несмотря на её страдания, мы предчувствуем, что даже мучители однажды (как и в опере) перейдут на сторону добра.
Антон Яковлев совмещает два образа в одном, что позволяет шире и полнее выразить героев романа. Так, одни и те же актёры играют Свидригайлова и Адвоката (Андрей Финягин), лошадку и Лизавету (Алёна Гончарова), старуху-процентщицу и мать (Анна Гуляренко)… В результате зритель в ёмкой форме получает многомерное видение образов и, потрясенный, осознаёт, что бессмертный роман Достоевского был ему преподнесен во всём эмоциональном объёме за три часа сценического действия.
«Преступление и наказание» Антона Яковлева — это замечательный образец режиссуры, которое непременно войдёт в анналы театрального искусства. Браво!