Спустя 20 лет после заключения договора о союзном государстве между Россией и Белоруссией, предусматривающего создание единого экономического и политического пространства, сегодня делается очередная попытка реализовать договорённости. Однако противоречия до сих пор не преодолены, прежде всего, нет единого рынка энергоносителей и не подписаны «дорожные карты» с конкретными этапами интеграции.
«Развивая наш Договор, люди и субъекты хозяйствования должны иметь равные условия для жизни и работы, — говорит во вступительном слове перед переговорами в Сочи белорусский президент А. Лукашенко, — Если наши предприятия покупают за 200 долларов, значит, и конкурирующие предприятия должны иметь такую же цену… Вот единственная проблема, над которой в принципе работают наши правительства». Речь идёт о том, что белорусы хотят (как и год назад) получать нефть по цене, по которой она отпускается, например, в Смоленске.
Это символизирует до сих пор имеющиеся противоречия на пути к созданию общего энергетического рынка. Он во многом является основой для экономической интеграции.
Политическая интеграция, которая предполагала создание союзной конституции, общего парламента, правительства, суда, Высшего государственного совета, Счётной палаты, и Постоянного комитета Союзного государства, затормозилась. Всё закончилось на открытии возможностей гражданам двух стран в образовании, занятости и здравоохранении. Единого гражданства тоже не выходит.
Ещё Борис Ельцин, заключивший договор о создании Союзного государства в 1999 году, возмущался желанием белорусов иметь равный доступ к политической власти в едином государстве. «Устав нового союза совершенно не соответствует тем идеям, которые были одобрены мной при обсуждении концепции будущего союза. То, что придумали разработчики, по сути означало одно — Россия теряет свой суверенитет«, — писал Ельцин, имея в виду смену руководства союзом каждые два года то в пользу Лукашенко, то в пользу руководства России. На данный момент вечи об общих политических институтах уже нет, они отложены до лучших времён.
Не идёт речь и об общей валюте. Максимум, который можно ожидать от переговоров Путина и Лукашенко — это единый гражданский кодекс, общее таможенное законодательство, управление банками и налогами к 2021 году при условии достижения договорённости по энергоресурсам.