По подсчётам Центробанка, в III квартале 2021 года рост выдачи кредитных карт сократился на 3.3%. до 39 миллионов штук. Несмотря на успешное первое полугодие, годовой прирост карт на 1 октября 2021 года составил 0.4% (до этого в течение двух лет он составлял 6%). В ответ на это банки активизировали свои предложения и добились существенного успеха, значительно улучшив показатели в IV квартале 2021 года.
Как сообщает РБК, 2021 год ознаменовался борьбой крупнейших банков за заёмщиков. Особенно его вторая половина.
На фоне падающих доходов самозанятого населения (30% трудового народа недополучило 18% дохода) и роста закредитованности россиян, отдающих банкам ползарплаты по кредитам, 30 финансовых организаций привлекли клиентов длинным беспроцентным периодом для оплаты товаров по кредитной карте. Период бесплатного пользования инструментом стал доходить до четырёх месяцев у запустивших программы банков из ТОР-50, в среднем он составил 40-60 дней.
Россияне откликнулись на предложение банков и установили рекорд по выдаче кредитных карт. По данным «Кредистории», в октябре они получили 1.75 миллионов карт, в ноябре — 1.8 миллионов карт.. Оба месяца отмечены рекордными показателями интереса к продукту. Так, ноябрьский рекорд превысил данные аналогичного периода 2020 года на 68%.
При этом банки не занимались альтруизмом — как появнил РБК руководитель направления исследований центра «Сколково-РЭШ» Егор Кривошеев, источниками заработка стали «более высокие ставки межбанковской комиссии, кросс-продажи других продуктов и повышенный средний чек».
Кроме того, невнимательно прочитавшие условия клиенты рискуют всё-такие платить высокий банковский процент, несмотря на длинный беспроцентный период. Например, если денежные средства они используют не для оплаты товаров, а для перевода денег другому лицу. Или в случае, когда клиенты неправильно истолкуют срок действия кредита.
«Не исключено, что количественный рост выдачи кредитных карт не достиг своего предела, а новый рекорд будет побит по итогам декабря», — отмечает Александрович Артур, генеральный директор «Кредистории». По его мнению, росту интереса россиян к выдаче кредитных карт способствовали также высокий потребительский спрос, ожидания дальнейшего повышения цен и относительно низкие процентные ставки.