Сахарный немец: размышления об одной постановке Сергея Клычкова

Сахарный немец: размышления об одной постановке Сергея Клычкова

Чеховский МХТ представил спектакль по симпатичному роману малоизвестного поэта и прозаика Серебряного века Сергея Клычкова  «Сахарный немец», представляющем собой сказ об одном убийстве.

В пьесе переплетаются быль и небыль, явь и сон, христианское и языческое. Это рассказ о Николае Зайцеве и его чертухинских односельчанах, призванных на Первую Мировую войну, их женах и невестах. Их жизнь близка и автобиографична Клычкову, который вырос в деревне в семье сапожника-старообрядца. Язык героев – одно из достоинств романа и спектакля – сочный, цветистый, пересыпанный колкими, но добрыми шутками-прибаутками.

Сказочный дух романа очень точно был перенесён на мхатовскую сцену молодым режиссером Уланбеком Баялиевым. В одном из интервью он говорил, что этот патриархальный уклад и балагурство героев очень близки ему и его предкам, живущим в киргизских предгорьях Тянь-Шаня, поэтому эта история почти 10 лет его не отпускала и просилась на сцену.

Спектакль «Сахарный немец» в МХТ им. Чехова
Спектакль «Сахарный немец» в МХТ им. Чехова

Ритм спектакля медленный, без резких поворотов, как течение Западной Двины, вдоль которой стоит 12-я рота чертухинцев. На этом берегу – мы, на том – немцы. Сражений никаких не происходило, «немцы стреляли один раз в неделю, а мы и еще того мене… И время поплыло, поплыло, а с ним за окопом и чистые двинские воды…». Поэтому в повествовании нет каких-то захватывающих действий, хотя по большей части дело происходит на передовой. Спектакль – это философское размышление о смысле жизни, любви, предательстве, Боге и нечистой силе, поворотный момент которого – история убийства вражеского солдата и вызванный этим переворот в душе Николая.

Да, «нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя», – сказано в Писании. Но не зря пришедшие с войны защитники отлучались от причастия на три года, ибо война – это всегда братоубийство.

Спектакль «Сахарный немец», режиссер Уланбек Баялиев
Спектакль «Сахарный немец», режиссер Уланбек Баялиев

Люди на передовой — бывшие крестьяне и лавочники, как-то особенно чувствуют близость Бога, чувствуют праведное и неправедное. Когда их командир показывает воинскую бесшабашность, они гордятся им, а когда убивает врага, как бы просто так, они жалеют своего Зайчика (так любовно-насмешливо зовут Николая однополчане). Но даже грех, с которым ассоциируется у староверов сахар — это не финальная точка романа, а тем более жизни, которая у всех полна взлётов и падений. Поэтому открытый финал сообщает зрителю раздумья о себе и своей жизни.

Самыми интересными в этой постановке мне показались две непростые по своему философскому наполнению любовные линии. Одна из них — Прохора Пенкина и жены его Пелагеи, которую воплотили Дмитрий Сумин и Ксения Теплова. Особенно хочется отметить красивую пластичную сцену страсти этой пары, которая является настоящим украшением спектакля. Вторая — это отношения Зайчика и его невесты Клавдии, которых играют Валерий Зазулин и Надежда Жарычева (за ней сокрыта личная история любви Сергея Клычкова и его первой жены Евгении Лобовой).

Прохор Пенкин - Дмитрий Сумин,  Пелагея Прокофьевна жена его - Ксения Теплова
Прохор Пенкин — Дмитрий Сумин,
Пелагея Прокофьевна жена его — Ксения Теплова

Надо сказать, что весь актёрский состав «Сахарного немца» дарит большое удовольствие – это отлично сыгранный ансамбль, основательная и профессиональная работа, с которой мы их поздравляем.

Вот, пожалуй, вкратце и всё. А вопрос о том, почему немец сахарный, мы оставим за скобками для будущих зрителей.

Миколай Митрич Зайцев (Зайчик) - Валерий Зазулин, и Клаша, невеста Зайчика - Надежда Жарычевая
Миколай Митрич Зайцев (Зайчик) — Валерий Зазулин, и Клаша, невеста Зайчика — Надежда Жарычевая

 

Пелагея Прокофьевна жена Прохора - Ксения Теплова
Пелагея Прокофьевна жена Прохора — Ксения Теплова
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку