Каких только демонических ритуалов не увидит зритель в спектакле по мотивам шекспировской бури в Театре А.С. Пушкина. Тут и отрубание головы, и разврат, и насилие, и все виды человеческой ненависти и пороков. Всем достаётся в реализованном на сцене шабаше колдунов, подлецов и ведьм. Так сюжет шекспировской трагикомедии развил Николай Рощин, усомнившийся в способности колдуна Проспера и его помощников отречься от магии и наслаждаться счастливой развязкой.
Но не есть ли эта магия жажда мести? Ведь обрёл свой колдовской дар преданный правитель, потеряв трон?
Зрителям предложено погрузиться в дионисийское зрелище в жанре нуар, чтобы ощутить всю глубину падения свергнутого миланского герцога Просперо (Владимир Майзингер). Но и противоречивый дух Ариэль (Александра Урсуляк) даст ему фору. Устав от подчинения, наложенных на него цепей рабства, он решает не дожидаться давно обещанной свободы, и разворачивает свои таланты против повелителя.

Тот, кто должен сделать счастливыми Фердинанда и Миранду, губит их — месть духа торжествует. Так Николай Рощин присоединяется к трактовке образа Ариэля как слуги дьявола — воздушного демона из демонологии эпохи Возрождения.
Примирение врагов всё же произошло, влюбленные соединились, а Ариэль получает свободу. Так чем было яростное освобождение от всех социальных норм после примирения? Действительно ли в герцогстве воцарился мир? Или их сущность не даст героям освободиться от грехов?

В «Буре», шедевре Уильяма Шекспира, поднимаются вопросы свободы и заточения, а также темы предательства, сострадания и любви, которые в каждую эпоху раскрываются по-разному. Видимо, в наш век для эмоционального накала подходит нуар.
По-новому воспринимается и дар убеждать, манипулировать другими людьми. Ведь основная магия «Бури» — это сила слова, её Просперо и его помощники используют, чтобы захватить власть, запутать и сбить с толку врагов, манипулировать ими. Герцог имеет дар убеждения, остроумием и словами он манипулирует Калибаном и Ариэлем. Он делает это в своих корыстных целях, и невольники это осознают и ненавидят вождя.
То, что наша жизнь в какой-то степени иллюзорна, а вымысел и реальность тесно переплетены, составляет основу философии Уильяма Шекспира. Зрителям предстоит решить, что является более правдоподобным в рощинской «Буре» — раскаяние Просперо, его отказ от мести и колдовства или то, что слуги берут на вооружение его методы манипуляции.

Герцог Миланский говорит, что «огромный шар… распадётся», как только закончится волшебная иллюзия. Под «большим шаром» можно подразумевать сам мир.


