Шекспировская «Буря»: а что после акта милосердия?

Владимир Майзингер (Просперо), Елизавета Кононова (Миранда)

Каких только демонических ритуалов не увидит зритель в спектакле по мотивам шекспировской бури в Театре А.С. Пушкина. Тут и отрубание головы, и разврат, и насилие, и все виды человеческой ненависти и пороков. Всем достаётся в реализованном на сцене шабаше колдунов, подлецов и ведьм. Так сюжет шекспировской трагикомедии развил Николай Рощин, усомнившийся в способности колдуна Проспера и его помощников отречься от магии и наслаждаться счастливой развязкой.

Но не есть ли эта магия жажда мести? Ведь обрёл свой колдовской дар преданный правитель, потеряв трон?

Зрителям предложено погрузиться в дионисийское зрелище в жанре нуар, чтобы ощутить всю глубину падения свергнутого миланского герцога Просперо (Владимир Майзингер). Но и противоречивый дух Ариэль (Александра Урсуляк) даст ему фору. Устав от подчинения, наложенных на него цепей рабства, он решает не дожидаться давно обещанной свободы, и разворачивает свои таланты против повелителя.

Премьера спектакля "Буря" по мотивам пьесы У. Шекспира в Театре им. А.С. Пушкина
Премьера спектакля «Буря» по мотивам пьесы У. Шекспира в Театре им. А.С. Пушкина

Тот, кто должен сделать счастливыми Фердинанда и Миранду, губит их —  месть духа торжествует. Так Николай Рощин присоединяется к трактовке образа Ариэля как слуги дьявола — воздушного демона из демонологии эпохи Возрождения.

Примирение врагов всё же произошло, влюбленные соединились, а Ариэль получает свободу. Так чем было яростное освобождение от всех социальных норм после примирения? Действительно ли в герцогстве воцарился мир? Или их сущность не даст героям освободиться от грехов?

Елизавета Кононова (Миранда) и Александр Дмитриев (Фердинанд)
Елизавета Кононова (Миранда) и Александр Дмитриев (Фердинанд)

В «Буре», шедевре Уильяма Шекспира, поднимаются вопросы свободы и заточения, а также темы предательства, сострадания и любви, которые в каждую эпоху раскрываются по-разному.  Видимо, в наш век для эмоционального накала подходит нуар.

По-новому воспринимается и дар убеждать, манипулировать другими людьми. Ведь основная магия «Бури» — это сила слова, её Просперо и его помощники используют, чтобы захватить власть, запутать и сбить с толку врагов, манипулировать ими. Герцог имеет дар убеждения, остроумием и словами он манипулирует Калибаном и Ариэлем. Он делает это в своих корыстных целях, и невольники это осознают и ненавидят вождя.

Шекспировская "Буря" без милосердия

То, что наша жизнь в какой-то степени иллюзорна, а вымысел и реальность тесно переплетены, составляет основу философии Уильяма Шекспира. Зрителям предстоит решить, что является более правдоподобным в рощинской «Буре» — раскаяние Просперо, его отказ от мести и колдовства или то, что слуги берут на вооружение его методы манипуляции.

Владимир Майзингер (Просперо), Елизавета Кононова (Миранда)
Владимир Майзингер (Просперо), Елизавета Кононова (Миранда)

Герцог Миланский говорит, что «огромный шар… распадётся», как только закончится волшебная иллюзия. Под «большим шаром» можно подразумевать сам мир.

Александра Урсуляк (Ариэль)
Александра Урсуляк (Ариэль)
Александр Дмитриев (Фердинанд) и Александра Урсуляк (Ариэль)
Александр Дмитриев (Фердинанд) и Александра Урсуляк (Ариэль)
Николай Рощин, режиссёр и драматург
Николай Рощин, режиссёр и драматург
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку
Нажимая на кнопку Подписаться вы соглашаетесь с Политикой cookies, Политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку ваших персональных данных.
Комментируя вы соглашаетесь с Политикой cookies, Политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку ваших персональных данных.