Повесть Достоевского «Дядюшкин сон» сам Фёдор Михайлович не очень высоко ценил, а литературная критика его появление и вовсе обошла молчанием. Однако же театральная фортуна сочинения сложилась весьма удачно, литературная основа будто просится на подмостки.
«Дядюшкин сон» — рассказ провинциального хроникёра, который повествует о неожиданном визите князя Гавриила К. в уездный городок Мордасов, который запустил череду разрушительных событий для судеб его жителей. «Скандалёзная» история вышла очень жизненной, с неожиданными поворотами, поэтому она и сегодня читается и смотрится как лихой детектив.
В Малом театре пьесу поставили ещё при жизни писателя (в 1878 году) под названием «Очаровательный сон». В советское время она шла уже под своим названием в театре и кино, где в роли «Наполеона в кринолине» блистали Ольга Книппер-Чехова, Фаина Раневская, Алиса Фрейндлих и другие звёзды театра первой величины.
Сегодня, в 2023/2024 сезоне. щемящий душу «Дядюшкин сон» представил своим зрителям Театр имени Гоголя в версии Александра Марина. Спектакль с Александром Семчевым и Алёной Яковлевой в главных ролях стал настоящим подарком для зрителей.
Пожалуй, самое неожиданное и блистательное воплощение в этой постановке получает Князь Гаврила в исполнении Александра Семчева, который «гоняет» зрителя по всему спектру чувств: то ты испытываешь беспредельную брезгливость к дряхлому сладострастцу, то сопереживаешь его ностальгии по первой любви, то смеёшься его неуёмному стремлению выглядеть молодо, то твоё сердце разрывается от жалости к потерявшемуся в пространстве и времени беспомощному старику.
Необычайную душевность «Дядшкиного сна» создают актёры. Каждый персонаж в спектакле — это живой человек, со своими слабостями и достоинствами, которые раскрываются перед вами не сразу. У каждого героя здесь есть свои поворотные точки, где он либо переступает через людей, свою совесть, либо держится идеалов. И выбор этот всегда непрост, не только для персонажей, но и для нас, зрителей в зале.
Возьмём ту же Марью Александровну, которую прекрасно воплощает Алёна Яковлева. Мы видим в ней заботливую и любящую мать, которая стремится устроить жизнь и счастье своей единственной дочери Зины. Одно мгновенье – и она на наших глазах превращается в жестокого и беспринципного манипулятора, который использует любые средства для достижения своих целей, ломая судьбы тех, кто стоит у неё на пути.
Мозгляков, хотя по жанру комедии его фамилия говорящая, у Кирилла Ковбаса также не прямолинейного прочтения. Это сегодняшний менеджер или чиновник средней руки, в хорошем смысле практичен. Да, он не академик, но молод, симпатичен, следит за собой. Любой из нас найдёт такого среди своих знакомых. Он влюблён в Зину, по-видимому без взаимности, и ему даже сочувствуешь в его сердечном горе, пока не познакомишься с ним поближе…
Главная положительная героиня истории — 23-летняя Зина, которую живописно-выверенно играет Варвара Комарова, тоже не ангел с крылышками, юная гордячка не всегда поступает по совести. Некоторые литературоведы полагают, что Достоевский списал этот образ со своей первой жены, которую он сильно любил, но был с ней несчастен.
Замечательное получилось открытие сезона. Режиссёр и актёры бережно отнеслись не только к букве, но и к духу первоисточника, и сумели силами своих душ и мастерства этот дух передать. Сходите и вы, уверен, не пожалеете.