Скотный двор Грымова

Скотный двор Грымова

Скотный двор Грымова — это Скотный двор Грымова. Он отличается от «Скотного двора» Джорджа Оруэлла, это совсем другое произведение.

В антракте премьерного показа ко мне подошла миловидная дама средних лет, благородной внешности, и спросила, как мне спектакль. Я ответил ей, что эта пьеса беспроигрышна, где бы и кто бы её ни ставил, она всегда будет иметь успех.

При этом успех спектакля «Скотный двор» Грымова очевиден. Вся театральная Москва будет валом валить в театр, потому что сарафанное радио уже сработало. Минкультуры может открывать счёт, выделять дополнительные субсидии, гранты и премии театру.

В Африке считается высшим достижением в сафари убийство голубого носорога, это огромная удача. В европейской литературе устоявшееся выражение «убить голубого носорога» означает «попасть в яблочко». Мы — свидетели постановочного и в художественном смысле убийства голубого носорога в Модерне. Чтобы меня не упрекнули цензоры, хочу поговорить о художественных заслугах этой постановки, так как говорить о содержательной части пьесы не приходится — она очевидна.

Идея написания «Скотного двора» возникла у Джорджа Оруэлла, когда он стал свидетелем событий мая 1937 года в Барселоне во время Гражданской войны в Испании. Разразился эпизод с захватом «Телефоники» в знак протеста против засилья репрессивных органов республиканской части страны отрядами самообороны антисталинских и антисоветских республиканских сил с целью внутреннего переворота. Финальной сценой его должно было стать изгнание из республиканского правительства просталинских сил.

Скотный двор Грымова

В результате, однако, правительство Ларго Кабальеро послали в Барселону в сопровождении до 5 тысяч верных республиканскому правительству отряда республиканской гвардии. Они жесточайшим образом подавили выступление анархо-синдикалистов и левых общественных организаций, не поддерживавших руку Москвы, выражающуюся в массовых убийствах республиканских лидеров (Андре Унина и других).

Джордж Оруэлл — журналист, сопровождавший события в зоне республиканской части Испании, был настолько ошеломлён раздраем и борьбой за власть среди тоталитарных сект (для него таковыми были все 27 республиканских партий, на одно лицо), что последние подвигли его, талантливого мыслителя и драматурга, деятеля искусств на многочисленных поприщах (от кинематографа до литературы) к написанию самого эмблематичного романа за всю историю борьбы с тоталитаризмом.

Художественная ценность спектакля Юрия Грымова состоит в особенностях русского драматического искусства, привыкшего сглаживать автора любого драматического произведения. Режиссер с присущим ему тактом и чувством меры сумел так показать все нюансы великого произведения, на уровне романа «Тоталитаризм» Ханны Арендт, что и передать невозможно.

Блестяще была выбрана тональность спектакля — щадящая для российского уха. Российский зритель не впадает в панику и не бежит из зала, схватившись за голову и крича «Ой, что это с нами делают?!». Этого не происходит. В суровой классической форме, я бы сказал холодно и отстраненно, Грымов как профессор математики, излагающий сложную формулу о сотворении мира, повествует.

Скотный двор Грымова

На сцене происходит следующее: в художественной форме, с большим чувством юмора, доходящего до сарказма, показана вся сущность скотоподобия: от рождения скотской конституции до создания скотской иерархии с присущей ей скотской моралью: «Кто не с нами — тот против нас». Главный рупор пьесы — осёл, в изложении Юрия Грымова, это не орган ЦК КПСС газета «Правда» (в германской версии — «Дойче Беобахтер»), а человек из народа, который вроде как несёт чушь. На самом деле, чушь — это и есть то, что думают все об окружающей действительности.

Финальная фраза Осла — все равны, но некоторые равнее других, является лейтмотивом, идеологией скотского поведения, но и Скотного двора в изложении Юрия Грымова.

Само произведение — находка из всей мировой литературы для постановки на сцене замечательного театра Модерн. Его труппа не просто справилась со сверхзадачей показать в российском контексте сложнейшее философское произведение, посвященное борьбе с тоталитаризмом, но и отныне является самым большим успехом на всем протяжении творческого пути этого талантливого режиссера, который на этот раз с новой силой показал масштаб таланта.

Я осмелюсь даже предположить, что спектакль «Скотный двор» будет масштабирован, причём не только в России, но и по всему миру в российской версии в виде «Скотного двора» Юрия Грымова.

Скотный двор Грымова

Главное художественное достоинства этого произведения в том, что он не издевается над несчастными скотами, показывая ничтожество, отсутствие любой инициативы у скотов, а объясняет причины скотоподобия. Весь ум (читай: человеческая инициатива) находится в баночке с фруктами и овощами, которые в ролевых играх на сцене то прикладывают, то отстраняют от головы многочисленные персонажи постановки.

Другими словами, зритель читает: всё дело в том самом «искусственном интеллекте» в баночках с солеными огурцами или помидорами, мочеными яблоками, которые по воле главной свиньи Скотного двора то разрешают прикладывать к голове, то самым жестоким образом отстраняют. Как, видимо, и предполагал режиссер, зритльская аудитория в первую очередь оценила эту режиссерскую находку с баночками как главную в постановке.

Мне также хочется добавить несколько слов об игре актёров. Потрясающий актерский состав, из которого можно выделить Цицерона (Александр Сериков), Боксера (Юрия Анпилогова), Корову (Жанну Чирва). Актриса невероятного актёрского дарования с ювелирной точностью показала всю глубину и масштаб трагедии Коровы Мэри в Скотном дворе, ищущей расположения главаря. Так его и не найдя, она резко падает в безну личной трагедии: доносительство и стукачество не вознаграждены, а неожиданно наказаны самим главарем, что талантливо показано режиссером. Предателей не любит никто: ни главари, ни народ, ни даже скоты.

Скотный двор Грымова

Так что же, по версии авторов постановки не праведников на Скотном дворе? Это либо тупые курицы, способные уничтожить собственное же потомство, ломовые лошади, бездумно тянущие свою лямку до последнего пульса, свиньи, пожирающие поросят? Нет, найден один праведник, и его нашёл Юрий Грымов. Это сам режиссер, словами которого (постановкой, высоким классическим вкусом, выражающимся в декорации, музыке, костюмах, сценических задачах) показана вся суть происходящего в мире и на сцене.

Что интересно, и для меня это большое открытие, Юрий Грымов — режиссер-глубокий философ и оптимист. Он говорит нам всем: «Не будьте такими, как те, которых вы видите на сцене, и будете триумфаторами, победителями, счастливыми людьми!».

Особенно хочется подчеркнуть декорации и костюмы постановки Юрия Грымова. О них хочется сказать отдельно по той простой причине, что это ещё одна находка режиссера. Найти для такой специфической постановки хорошего костюмера — удача.

Музыкальная часть, от музыки классически опер Верди и Пуччини до техногенной музыки, ложится гармонично на слух зрителя. Там, где нужно подчеркнуть ту или иную краску в игре актёров и усилить внимание зрителя, акцентировать на данном моменте, музыка ложилась очень удачно.

Я не объективен. Но это моя пьеса, мой автор, и теперь это мой режиссер. Мне очень понравились и пьеса в варианте Грымова, и игра актёров, и атмосфера в зале. Хочу подчеркнуть, что я лично не знаком с Юрием Грымовым и не ставлю такую задачу искать общие интересы с ним, отдавая себе отчет, что рецензия получилась комплементарной. Это от чистого сердца и с глубоким уважением к таланту, который вновь для меня открылся режиссера Юрия Грымова.

Скотный двор Грымова

Скотный двор Грымова

Скотный двор Грымова

Скотный двор Грымова

МИНЗДРАВ РОССИИ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ: КУРЕНИЕ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ
МИНЗДРАВ РОССИИ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ: КУРЕНИЕ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку