После премьеры чеховской «Скучной истории» в Театре им. Маяковского, понимаешь, что писатель – внук крепостного, разночинец сумел воспеть русскую реальность как никто. Он показал неизбывную русскую тоску по чистоте, справедливости, человеческой доброте и разумному бытованию. Чехов – это и политик, и психолог, и человек совести и самый настоящий хирург человеческих душ.
Как он умел «препарировать» человеческие души, не умел ни Лев Толстой, ни Николай Лесков, ни Александр Куприн, ни даже Ленин с его возможностями препарировать человеческие души в прямом смысле.
Россия – не страна, а континент. Охватить состояние коллективной души двухсот тысяч профессоров и преподавателей высшей школы в полной мере не смог даже Чехов. Но так трепетно, изящно, мудро, с таким тактом Театр Маяковского изложил неизбывную тему тоски преподавателя –профессора и тайного советника, который, как философ-богослов и врач (сродни священнику) посвящает себя без остатка людям – своей «пастве», студентам.
Преподавателем высшей школы не может быть бывший чиновник, сотрудник спецслужб. Им должен быть гуманитарий, если даже он преподает точные науки – физику или математику. Преподаватель должен быть гуманистом и исходить из девиза (говоря словами Сократа): «Я знаю, что ничего не знаю», и вместе со студентами продолжать познавать мир до гробовой тоски, ибо мир – божественная Вселенная.
Пьеса «Скучная история» – повествование о вечном, поиск баланса между добродетелью и пороками, всегда оставляя не точку, а многоточие.
Нельзя прикасаться к Чехову руками вандала – разговор о Чехове получился бы разговором слепого с глухим. О нём можно говорить только языком Чехова с пониманием всех оттенков души, которые писатель предлагал в своих рассказах.

Фаина Раневская и Ростислав Плятт, Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих в БДТ. Теперь «Маяковка» с Евгенией Симоновой и Михаилом Филипповым. Надолго запомнится этот тихий, спокойный, уравновешенный разговор Чехова о человеческих помыслах языком современного театра.
Образ, созданный Михаилом Филипповым – это дань уважения российской профессуре, интеллигенции нашей страны. Варвара Андреевна в исполнении Евгении Симоновой – гимн русской женщине, любящей и всепонимающей супруге.
Социальный запрос к театру о задушевном разговоре сцены с аудиторией востребован современной творческой интеллигенцией и вообще мыслящими людьми. Я видел сегодня в театре представителей чиновничьего цеха, и видел рабочих – творческую пролетарскую интеллигенцию, чету священников и театральную общественность – преподавателей, актёров и иже с ними в огромном количестве. Все пришли учиться у режиссера Дениса Хусниярова задушевному разговору прозой Чехова – интеллигентного человека о…
Интеллигенция – тягловая лошадь всех социально-структурных процессов, не до конца сформулированных тремя-четырьмя псевдоинтеллектуалами. Нельзя говорить об ней – трети населения страны, которая более ста лет испытывает тяготы тектонических сдвигов в социально-экономических формациях, людям далёким от нравственных идеалов Чехова. Творческая интеллигенция давно выставляет социальный запрос театру на одну тему: где ей черпать вдохновение и моральные силы для того чтобы двигать эту махину вперёд.
Огромная масса людей внимательно слушает то, что говорит Чехов со сцены Маяковки. Каждый звук, каждая согласная и гласная будут услышаны огромной страной. Разговор о добродетелях всегда будет востребован. А разговор о чернухе – никогда.

Страна переживала и продолжает переживать формы социального инфаркта, и единственная отдушина для огромной массы населения – такие, как Денис Хуснияров, который, по всей видимости, категорически озабочен духовным состоянием российского гражданского общества. Он понимает, что без глотка свежего воздуха – а Чехов такой всегда – движение вперёд просто невозможно.
Мы вместе с Чеховым утверждаем – об этом «Скучная история», что разговор о «трёх аршинах земли» (столько нужно, чтобы положить гроб) присутствует в нашей жизни, а вот где взять что-то кроме этого – отвечает Чехов вместе с Денисом Хуснияровым.
Низкий поклон Маяковке, что она не опускается и не работает на потребу корыстолюбивых людей, чтобы ставить пьесы с разными видами «клубничек», но оставляет нам возможность ходить в театр и время от времени вспоминать, что мы – живые существа с нормальным стремлением к добру, человеческому теплу и радостям.




