«Старогородской поповке» повезло обрести новую жизнь на сцене Московского Драматического театра имени Н.В. Гоголя. Спектакль «Соборяне» по роману Н. Лескова, который поставила Полина Агуреева, показал, как русская классика нам сегодня близка. Новыми красками заиграла история жизни священников и дьякона первой половины XIX века, и кому-то сегодня трудно себе представить, что протоиерей Савелий мог быть запрещён в служении за то, что ратовал «за свободу церкви и за русскую народность».
То были 1830е годы, когда русское общество жаждало свободы и перемен. С одной стороны, люди всего лишь пытались сохранить свою русскую духовность и укрепиться в национальном пути. С другой стороны, здравое свободомыслие общества порой казалось опасным властям, только что подавившим восстание в Польше и совсем недавно заточившим декабристов в Сибирь.
Благородные порывы в людях, на которые нужно было опереться, безжалостно подавлялись интриганами на местах. Николай Лесков изобразил это противоречие в конце XIX века, пытаясь изобразить светлую и совсем не бунтарскую душу людей, и тем защитить их благие порывы.
Полина Агуреева не только взяла эту эстафету, но и силой сценического искусства довела проповедь протоиерея Савелия Туберозова до современного зрителя, показав её немеркнущий свет. Её очевидно вдохновили любовь Николая Лескова к народным типам и понимание сложности образов родной страны.
Создательница спектакля появилась в нём сама, сыграв попадью Наталью. Невероятная по силе и глубине роль передаёт великое чувство супружеской любви, о котором в Священном Писании говорится в причте о Петре и Февронии. Мы ощущаем на сцене русскую женскую мудрость, благодаря которой Россия как уникальная духовная общность до сих пор жива, и оказываемся вовлечены в редкий на московской сцене разговор о православной семье как о духовном союзе.
В паре с Полиной Агуреевой перед нами предстаёт Илья Шакунов — актёр большого дарования, который даже по фактуре (если не считать голубые вместо коричневых глаз) прекрасно подошёл на роль протоиерея с простой и честной душой, который «сохранил весь пыл сердца и всю энергию молодости». Из его уст звучат с особой глубиной слова- обвинение в том, что чрезмерное умствование порабощает разум людей.
Он страстно обличает:
Недостаточность и неточность сведений о душе. Непонимание натуры человека, и проистекающее отсель бесстрастное равнодушие к добру и злу, и кривосудство о поступках: оправдание неоправдимого и порицание достойного.
Моисей, убивший египтянина, который бил еврея, не подлежит ли осуждению с ложной точки зрения иных либералов, охуждающих горячность патриотического чувства? Иуда-предатель с точки зрения «слепо почивающих в законе» не заслуживает ли награды, ибо он «соблюл закон», предав учителя, преследуемого правителями?
Пармён Семёнович Туганов (Александр Андриенко) и Марфа Андреевна Плодомасова (Наталья Егорова) являют собой прекрасно выписанные, очерченные собирательные образы дворянства с поколебленными духовными идеалами. Благодаря их виртуозной работе и актёрам, показывающим другие типы русских людей, мы видим паству протоиерея Савелия.
Его проповедь достигает и двух друзей попа, кроткого священника Захарию и буйного дьякона Ахиллу, который «происходит из малороссийских казаков, от коих он и в самом деле как будто унаследовал беспечность и храбрость и многие другие казачьи добродетели». К сожалению (время таково), режиссер решила не пояснять, откуда у дитя взялся его нрав ходока за зипунами, а без этого не вполне ясны отсылки Лескова к этому типажу.
Алексей Вертков показывает нам Ахиллу Десницына бесшабашным русским богатырём, этаким Иванушкой-дурачком, что также имеет право на существование. В целом, создатели спектакля решили воссоздать духовную жизнь и образы Руси, на чём и стояли с первой и до последней сцены.
Более того, в спектакле ощущается не только Лесков, но и Достоевский, который очевидно повлиял на понимание режиссером сюжетов, намеченных в произведении, но доведённых до логического конца создателем «Бесов».
Визуальное решение сцен расставляет по местам все нужные акценты в «Соборянах», и убирает малейшие признаки суеты. Хотя на сцене не бушуют волны, нет сцен непогоды, которыми пользуется Лесков, эмоциональный фон передаётся минимальными, но эффектными средствами.
Блестящая режиссёрская находка Полины Агуреевой — приглашение оркестра Юрия Башмета «Виртуозы Москвы», непрерывно создающего звукоряд духовного поиска героев. Музыканты подчёркивают духовную высоту и глубину проблематики, к которой обращаются создатели «Соборян» в Театре Гоголя.