Оптимистические прогнозы о восстановлении глобальной экономики вследствие отказа Китая от драконовских антиковидных мер оживили дискуссию о том, действенно ли наказание России энергетическими санкциями. Западная пресса вынуждена признать, что потолок цен на нефть и санкции против России в целом не приводят к ожидаемому результату, поскольку их нивелирует рост спроса на нефть и нефтепродукты со стороны Китая. По крайней мере, при цене $60 за баррель нефти Urals.
В январе, по оценкам исполнительного директора Международного энергетического агентства (МЭА) Фатиха Бирола, российская элита потеряла 30% своих доходов от углеводородов. Меры позволили также стабилизировать растущие мировые цены на нефть.
5 февраля 2023 года вступил в силу шестой пакет санкций, направленный на подтачивание ключевой отрасли российской экономики — энергетической. Санкции теперь распространяются не только на сырьё, но также дизельное топливо, мазут, керосин и бензин и закрывают для российских производителей нефти доступ к рынкам Евросоюза.
Однако у них остаётся огромный растущий рынок на Востоке, представляющий собой Китай и Индию. Рост спроса со стороны этих гигантских потребителей (китайская экономика закупит половину всей добываемой нефти в 2023 году) грозит перечеркнуть все усилия европейских властей по стабилизации цен на нефть и вернуть российскому истеблишменту утерянный доход
Теперь цены начали потихоньку расти. Снятие ограничений в Поднебесной привело к тому, что в китайской экономике прогнозируется высокий спрос, который, в свою очередь, приведёт к большему потреблению углеводородов, а производителей нефти заставит пересмотреть планы по нефтедобыче. Речь идёт об отказе от сокращения добычи на 2 миллиона баррелей в день, которую производители ОПЕК+ планируют оставить в силе на 2023 год и которая ставила целью поддержать цены на углеводороды на нужном уровне.
«Баланс топливного рынка может улучшиться со второго полугодия, поскольку во всем мире будет добавлено больше мощностей по переработке нефти», — говорит глава МЭА.
Согласно недавним опросам аналитического центра CGTN, 87% экспертов-респондентов по всему миру твердо уверены в восстановлении экономики Китая. Но в том, насколько вырастет китайская экономика, сегодня особенно тревожит инвесторов, у аналитиков консенсуса нет.
Однако уже 30 января Международный валютный фонд (МВФ) повысил свой прогноз роста ВВП России до +0.3% в 2023 году по сравнению с предыдущим октябрьским прогнозом его сокращения на +2.3%, принимая во внимание успешное перенаправление торговли из стран, подпадающих под санкции, в страны, не подпадающие под санкции.
Экономический рост России окажется выше, чем в США, Германии или Великобритании, например, но не сравнится с ростом Китая, который может составить +5.2%.