Десятки жилых комплексов (ЖК) выходят в продажу в Москве ежемесячно. Покупатели с радостью въезжают в новые дома, однако вскоре счастливые жильцы понимают, что их квартиры нужно обслуживать. С этого момента начинаются неопределенность и нередко проблемы, недоумение от непрозрачности ценообразования коммунальных услуг.
Застройщики признаются, что идеальной схемы обслуживания новостроек по-прежнему не существует. Структура управления домом эволюционирует, вопрос, в какую сторону это происходит, и насколько это соответствует совершенствующемуся предложению комфорта для клиентов.
Недвижимость сегодня — это высоко технологичные инженерные сооружения, которые требуют, чтобы их обслуживали инженеры высочайшей квалификации. По мере того, как инфраструктура становится богаче, её обслуживание требует опыта, которого нет. Есть ли такие в «жилищниках» и среднестатистических управляющих компаниях (УК)? Далеко не всегда, специалисты требуют денег!
Проблемы управляющих компаний в том, что это убыточный бизнес, который не привлекателен для строительных компаний. Вопрос про управляющую компанию три года назад на рынке не ставился, но сейчас это один из ключевых вопросов для застройщиков, опасающихся за потерю лояльных клиентов.
Новый уклад жизни требует расходов, повышения стоимости обслуживания квадратного метра жилья, на которое отнюдь не всегда готовы клиенты.
Платить за поддержание инфраструктуры жители новостроек будут неминуемо, если захотят поддерживать новый дом в том виде, в каком они его видели, когда получали ключи. Безопасность, лифты, бесшофное обслуживание, ландшафтный дизайн, — неотъемлемая часть рыночного предложения, которую надо поддерживать в рабочем состоянии.
Интересным кейсом является погашение части сервисных расходов за счёт сдачи в аренду коммерческих помещений, но применяется он далеко не везде. Клиент же заплатил и рассчитывает наслаждаться своим выбором, ориентируясь на привычную стоимость услуг. Привычную для муниципального коммунального хозяйства.
«Стоимость обслуживания квадратного метра жилья будет коррелировать со его ценой при продаже», — в один голос говорят застройщики. Клиенты, которые хотят купить квартиры за миллиард и рассчитывают на то, что расценки на обслуживание дома будут как у жилищников, заблуждаются. Бизнес должен быть маржинальным, и за постопродажное обслуживание в недвижимости так же надо платить, как и в сервисном обслуживании автомобилей.
Застройщики идут к тому, чтобы замыкать на себе управление построенными домами. Однако для этого требуется формирование понимания у потребителей того, сколько за дом в дальнейшем платить. Психологии жильцов следует претерпеть изменения вслед за инновационной инфраструктурой.