В прессе недавно писали об опасном прецеденте невозврата банковского вклада в 56 млн рублей, и о том, что миллионер, попробовавший обратиться в Сбербанк, получил отказ. Причиной, по которой человек не смог вернуть свои личные деньги, стало подозрение в том, что он в легализует, отмывает доходы. В аналогичной ситуации сегодня оказываются обычные застрахованные вклады.
Культурно-политический журнал «Э-Вести» решил для своих читателей выяснить, что происходит с возвратом вкладов и насколько практика невыдачи денег банками укоренилась в российской банковской системе. Мы обратились с этим вопросом к Давиду Араиковичу Мелконяну, генеральному директору московского правового центра Вектор.
Оказалось, что в основном банки отказывают не миллионерам, а обычным вкладчикам. И не по своей воле.
«Банк сам по себе не может отказать вкладчику в возврате денег, — поясняет Д.А. Мелконян. — Если у банка ещё не отозвали лицензию, а он отказывает в возврате «сомнительного» вклада – за этим стоит решение другой организации. Например, Финмониторинга, Центробанка или исполнительного органа, арестовавшего вклад. Ведь даже если служба безопасности банка заподозрила клиента, она только сообщает об этом в какие-то инстанции и не может устроить «самосуд»». Возможности заблокировать вклады (наложить запреты, ограничения…) государственные органы получают по 115 закону («О противодействии легализации (отмыванию) доходов…»). И все эти решения могут быть обжалованы в суде.
А вот основной риск получить отказ в возмещении по вкладу подстерегает вкладчиков, обращающимся в Агентство по страхованию вкладов (АСВ) за страховым возмещением в размере до 1’400’000 рублей, если они сделали его в последние три месяца перед отзывом лицензии у банка. Порой оказывается, что денежные средства никуда не поступали, подтвердить это невозможно, несмотря на наличие договора об открытии банковского вклада, приходно-кассового ордера, квитанции о внесении денег в кассу и т.п.
«Вкладчики часто получают отказ в связи с тем, что этот вклад был «сомнительным». Они подают заявление в суд, и им говорят, что банк был уже на стадии банкротства и что ваши бумаги о том, что вы якобы сделали вклад нелегитимны. Люди затем обжалуют всё в суде, в основном в Таганском суде по месту нахождения Агентства по страхованию вкладов. А тот выносит все решения под копирку в пользу АСВ».
Мы спросили у эксперта, значит ли это, что теперь на вкладчика начнётся охота как на пособника террористов и посадят ли его в тюрьму. Выяснилось, что отнюдь нет: «Никто к ответственности не привлекает. Я писал заявление, что если статус вклада сомнительный, то я предоставил фальшивые документы и прошу привлечь меня к ответственности. Получается, что состава преступления по 327 статье нет, а есть мнение АСВ, что этот вклад сомнительный. Проверка прокуратуры тоже говорит: «Никаких правонарушений не установлено». Тебе вроде как говорят, что ты – мошенник, а к ответственности привлекать не хотят. Это такой способ удержания денег у населения».
К сожалению, ответ на вопрос о том, есть ли положительно решенные дела был по большей части отрицательным. «На сайте Росправосудия есть все решения судов, — пояснили нам. – По сомнительным вкладам решения выносятся в пользу АСВ».
Эти деньги, изъятые у вкладчиков в рамках страхования вкладов, в дальнейшем войдут в конкурсную массу и будут распределены между кредиторами и пострадавшими банка, потерявшего банковскую лицензию.