«Сёстры», рядом с вами становишься лучше

«Сёстры», рядом с вами становишься лучше

19 сентября 2024 года в Центральном академическом театре Российской Армии прошёл уникальный по глубине эмоционального воздействия, по силе и красоте художественной выразительности, по вдохновенности зрительской реакции – документальный спектакль-премьера – «Сёстры».

Он рассказывал истории женщин, живущих среди нас, истории мужчин, силы которых превосходят самих себя. Мы увидели образ матери, которая воспитала сына-героя, образ женщины, которая умеет так любить, что понимает и принимает, превозмогая боль, всё, что принял, и чему отдаёт себя самый дорогой ей человек, идущий на защиту Родины. Уходит со словами: «Кто же – если не я?» Даже если встреча возможна только на Небесах, – она умеет ждать. Смирение и вера, – этот подвиг простых женщин – роднил с подвигом Богородицы, стоявшей у Креста своего Сына. Раскрыл перед зрителем силу духа, что отзывалась в сердцах – сопереживанием, почтением, восхищением.

Сценарий написала Олеся Шигина – фронтовой документалист, замечательный поэт и человек, руководитель культурных проектов «Комитета семей воинов Отечества». Она как бы обняла – создала удивительную полифонию историй-судеб.

Идея документального спектакля «Сёстры» родилась в ней во время съёмок в тылу и на фронте, во время общения с солдатами и их семьями. Она создала документальную киноэпопею «Отважные», которая полтора года не оставляла равнодушным никого, кто её видел; на творческих площадках в десятках регионах России, люди откликались горячо и сердечно.

Живые кадры хроники этой киноэпопеи вошли в действо спектакля «Сёстры» неотъемлемой смысловой частью сценографии. Подобно кольцам ствола «Древа Жизни» – пространства родного города, дОма, комнаты, подвала, вокзала, страны, блиндажа, Земли, – встроены одно в другое. Лаконично. Неразрывно. Взаимосвязано. – Символическими деталями декораций, цветом, музыкой, светом, – чей фокус создаёт эффект движения во времени и пространстве, перемещаясь по объектам, фигурам, лицам, клубам вползающего, всё заполоняющего дыма, – действие разворачивается как исповедь, доверительное общение, высказывание сердца, зов, внутренний крик души! Артисты играют искренно, убедительно, проникновенно, пронзительно… Не играют – живут! Дальний план сцены перестаёт быть стеной – на ней засветился экран (!) – как проём, – проход в широкий страдающий мир, где – взрывы, пустые, обожжённые, искорёженные дома, дороги, бои, старики, дети, женщины, воины…

Всё – рядом, всё движется, – и невозможно не видеть этого, – ни закрыться, ни отвернуться, ни избежать. В мир личный – врывается общий! И ничего своего отдельного уже нет. Выход сквозь страх и ужас навстречу борющийся за существование Жизни! В «пролом разбитой стены» – как в открытую дверь – в Будущее! Они соединены. Всё становится одним целым – Земля, Страна, Народ. Все – Мы.

И выходит хор, солисты, музыканты, чтецы… И публика поёт вместе с ними воодушевлённо, благодарно, стоя: «Катюшу», «Здесь птицы не поют» и Пасхальные стихиры «Христос воскресе из мёртвых, смертью смерть поправ!» И пространство наполняется силой, любовью, светом,…

Вспомнилась Микеланджеловская «Пьета», – Образ Божьей Матери, чей Сын отдал Себя за людей, усыновив Ей всех нас, Её Покров над всеми страждущими, Её Любовь, что утешает, укрепляет, поддерживает!..

И так хотелось избавленья от идиотизмов новомодных российских постановок, с их искажением, опошлением, примитивизмом, обогащённым «приколами» для «близости» к молодёжи! Но на вопрос к таким «новаторам»: за что вы так – классиков? – отвечают одно: – Не видим достойного материала.

А, ведь это не правда, – вот он!

Дух Тьмы протестует как может, отстаивая своё: «Я так вижу!», и как важно здесь понимать, что Будущее русской Культуры – в наших руках, как и в наших аплодисментах.

Как сказал Народный артист и режиссёр Евгений Герасимов: «Хорошие артисты всегда играют про самих себя». То же можно сказать о режиссёрах: Хороший талантливый режиссёр выражает свой дух, свой внутренний мир, – своё отношение к людям, Богу, Русской культуре в своих постановках. Если Россия – его Родина, и русский народ для него не «быдло», а собратья, с кем строишь будущее – творчество будет духовно здоровым.

Хороших постановок в «новых формах» на Руси много, как и умных, чувствующих зрителей. И нужно за них бороться – словом, делом и помышлением.

В своё время, на вопрос нашего всем известного режиссёра Владимира Меньшова к зрительнице: «Как понять – талантлива ли постановка?» – ответ был такой: «По щекам…» Она пояснила, а он понял: по их бледности от замирания сердца, дыхания, – по слезам…

Отзывы тех, кто впервые увидел постановку «Сестёр» в Театре Российской Армии» в канун Рождества Богородицы, были ни менее глубокими. Вот одни из них:

1-й: – «Самое замечательное в этом, что это не какой-то «Ура!- патриотизм» с выигрыванием на этой теме, а это самый достойный, качественный художественный материал, -художественное произведение с прекрасным, сильным, захватывающим своей подлинностью исполнением актёров… Более того, женщины, которые являются прообразами героинь на сцене, от чьего лица рассказываются реальные документальные истории, – эти женщины были в зале, и этот зал весь встал и приветствовал их горячими аплодисментами, со слезами воспринявшими это совершенно удивительное произведение…»

2-й: – «Мы сначала не поняли, почему на афише стоит имя режиссёра – «Пересвет Небес», восприняли с предубеждением, а потом услышали со сцены, что это – мальчик 24 лет, фронтовик-доброволец, погибший под Курском в августе, и для него было значимо взять позывной – «Пересвет Небесный», – являть собой бессмертье Пересвета, сегодняшнюю Русь закрыть собой!»

Рядом зритель подхватил: – «Да! это – не «понт», – а высота! – романтическая, настоящая, духовная… цена которой – жизнь. И всё в этом спектакле имело цену жизни. После гибели его имя изменили. Пересвет Небес. Он уже Там.»

3-й: – «Это было что-то необыкновенное! Мы со всеми вместе вставали. Никто не удерживал слёз. Все пели с хором… Удивительные лица у этих ребят, которым по тридцать… А, ведь, это сапёры (!), – каждый шаг смертельно опасен! Дирижировал священнослужитель, со светлой улыбкой… Дирижировал плавно, удивительно красиво, и хор звучал мощно, искренно, захватывал сердца! А как проникновенно они читали стихи сценариста и поэта о подвиге врачей, молитве любящих и близких людей, вырывающей у смерти раненых воинов!.. Мы в настоящем эмоциональном потрясении!»

4- й: – «То, что мы увидели – это повествование на уровне фронтовой поэзии и прозы Константина Симонова, Василя Быкова, Юрия Бондарева, и близкой каждому русскому сердцу песни «Журавли» Расула Гамзатова.

Этот спектакль – первая ласточка русского героического эпоса, который ещё будут слагать наши современники и потомки».

А мне приходили размышления об Иове Многострадальном, – праобразе Христа, понёсшего на Себе боль всего Мира. Этот ветхозаветный праведник вышел за пределы своей личной великой муки, когда увидел бесконечную Тайну взаимосвязи всего со всем. В ответ ему, – «праху и пеплу», сокрушённому испытаниями, – на всемирный крик боли: «за ЧТО?!..» – Господь разворачивал Свою «кинолетопись» Мироздания!.. И в глубочайшем смирении всеприятия Иов признал непознаваемую Справедливость деяний Господа, – и всё от Него принял.

Вознаграждением было – безмерное Благословение «в род и род»!

Всё кончилось, но люди долго не расходились; обменивались впечатлениями, тепло обнимали друг друга… Чувствовалось единение со всеми. В горе, и в радости. Мы стали частью того что видели, – были вместе – одним народом. Сила большого искусства сотворила чудо!

Рядом с такими людьми – сам становишься лучше.

Нина Яхонтова

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку