Отрадно, что на русской сцене в наше время представлены размышления о пороках власти, мешающих процветать как самим правителям, так и их народам. Художественный руководитель Театра Луны Сергей Проханов обратился к сюжету эллинистической эпохи, который в 1972 году лёг в основу произведения советского писателя Ивана Ефремова «Таис Афинская», и предложил осмыслить его современному зрителю на близком ему языке.
Спектакль Театра Луны «Таис сияющая» — это рассказ о посланнице богов Таис, отправленной к противоборствующим правителям Эллинистической Греции и Персии для их умиротворения. Прекрасная гетера (на сцене её воплощает Наталия Стешенко) сумела зажечь сердца и осветить души Александра Македонского и Дария любовью, но благой свет любви был затем потушен страстями, которым потворствовало земное окружение царей.
Лирический сюжет в спектакле, с его спокойными для глаза и уха сценическими решениями, в основном представленный волнующей пластикой талантливой самобытной актрисы, к финалу всё больше заглушается буйством резких звуков и звоном оружия.
С лирической перекликается полукомическая философская линия — сцены с размышлениями учителя Александра Македонского Аристотеля (Сергей Антонов), но и ей не под силу изменить ход событий. И сердце, и разум тонут в потоке яростного стремления окружения к победам.
Сергей Проханов, как и Иван Ефремов оставляет за скобками реальную судьбу героини — Таис. В жизни ей предстояло стать представительницей эллинистической династии Птолемеев. Она вышла замуж за полководца Александра Птолемея и стала царицей Египта. На сцене же Таис сияющая — полуземное, полубожественное существо, которому в своё время Иван Ефремов придал черты Венеры Милосской, собирательный образ чистой женской красоты.
Надо сказать, что Наталии Стешенко удаётся сообщить своей героине нечто потустороннее, отстранённое, и своими редкими, но ёмкими высказываниями показать атмосферу жизни середины IV века до Р.Х. — времени, когда при дворе просвещённых правителей жили философы, а культура и наука были в чести. В такой Таис есть природная элитарность и аристократизм — и если бы небо не при призвало её, то гетера заслуженно заняла бы своё историческое место — место царицы Египта.
А вот её муж Птолемей у С. Проханова — это не тот учёный сподвижник завоевателя, который основал Музей Александрии Египетской — центр эллинистической науки, построил маяк, покровительствовал основанию александрийской астрологической и медицинской школы и лично написал воспоминания о походах Александра, а вполне себе солдафон, который жаждет крови и с лёгкостью идёт на зверства, лишь бы занять своё высокое земное место. Он становится антиподом женского начала — Таис, собирательным образом воинственного окружения, которое, увы,победило.
Со времени описываемых событий минуло более двух тысячелетий, и проблемы, явственно проявлявшиеся тогда, актуальны и сегодня. Люди культуры и искусства размышляли об этом тогда — продолжают размышлять и в наши дни. Может быть, однажды правители всё же услышат их и сумеют смирить свои страсти, поддавшись любви и призыву высших сил?