«Разбойники» Фридриха Шиллера в постановке Марка Вдовина продолжили логическую линию, ярко начатую Театром имени Гоголя в пьесе «Игроки. Иллюзия». Это исследование природы греха. Как Ева в далёком прошлом побудила Адама к первородному греху, так её перерождение в мужских героях побуждает род людской предаваться пороку и упиваться им.
Женское же начало, заложенное в каждом человеке, возможно, приводит людей и к раскаянию за совершенное зло. Ева — она ведь не только грешница, но и прародительница. В «Разбойниках» главный герой, убивая любимую женщину, окончательно уничтожает свою жизнь.
Впрочем, Марк Вдовин в большей степени относит своё творение на счёт другой библейской притчи — о Каине и Авеле.
Сюжет шиллеровской драмы повествует о противоборстве двух братьев, которое привело к гибели их род. Смелым решением было отдать роль младшего из них женщине — Алёне Гончаровой, но она сумела раскрыть в образе философскую глубину. Перерождение Франца во Франциску позволило заострить поднятый Шиллером конфликт между братьями.
В его основе — принцип первородства, согласно которому в дворянских семьях титулы и имущество передавались старшему сыну, лишая семейного наследия и младших сыновей, и дочерей. Последние были вовсе бесправны и целиком зависели от мужчин.
Хотя сословные законы были аннулированы после буржуазных революций, они по-прежнему отражаются на конфликтах отцов и детей, по убеждению режиссера, его спектакль — призыв к безусловной родительской любви, которая могла бы предотвратить грехопадение сына и окончание рода Фон Моор.
Великий немецкий романтик писал свой первый роман, когда только что отказался от намерения стать священником и выбрал карьеру военного врача. В своей работе он исследует природу добра и зла, а также бичует лицемерие высшего класса общества и отчасти церковную жизнь.
Шиллер не с теми, для кого значимы лишь деньги и власть, но он и не с теми, кто чинит анархию и разбойничает ради высоких идеалов. Любой выбор брутальных мужчин — ничто, если за этим не стоят любовь и благородство.
Старого мира на сцене Театра имени Гоголя больше нет. Его прежде всесильный господин превращается в мумию, и всецело зависит от своего окружения. Но посеяные им зерна греха проростают в виде грехопадения сыновей, которое его дух (исполняет Андрей Кондратьев) наблюдает и после смерти.