Комедия, написанная Уильямом Шекспиром по личной просьбе королевы Елизаветы I, стала объектом творческого эксперимента режиссера Владимира Даная (Смирнова). Ученик Романа Виктюка и Сергея Женовача является частым участником театральных лабораторий, а в Театре Маяковского он представил своё видение знаменитой комедии, где бережно исследовал многочисленные сюжетные линии английского драматурга.
«Нам хотелось оставить все сюжетные линии, чтобы воссоздать и зафиксировать именно многослойность пьесы», — признался режиссер.
На момент вероятного создания «Виндзорских насмешниц» заказчику — «королеве-девственнице» было за 60. Елизавете захотелось, чтобы не достигший 40 лет драматург развил для неё собирательный комический образ её сверстника — Фальстафа, появившийся впервые в 1498 году в исторической пьесе Шекспира «Генрих IV». Стареющий повеса, оторвавшийся от реалий своих лет и имевший реальный прототип при дворе, казался королеве отличным объектом для острого пера драматурга.
Уильям Шекспир создал пьесу за две недели, а Владимир Данай с актёрами работал над ней три месяца в соответствии с правилами Лаборатории игрового театра-2023. В течение этого времени и режиссер, и каждый из актёров смогли решить сложную задачу — впитать в себя шекспировскую глубину героев пьесы.
В центре повествования — Сэр Джон Фальстаф, образ которого как по нотам.раскрыл Вячеслав Ковалёв. Особенность игры даровитого актёра — он без затейливых излишек, характерных и присущих новому поколению актёров Маяковки, в лаконичной манере изобразил саму суть образа — человека без принципов, да в общем без руля и ветрил.
Фальстаф Ковалёва — это то, что мы видим в нашей современной жизни на каждом углу. Если в эпоху Елизаветы то был перл, ради которого писалась пьеса, то сейчас это обычное явление — мелкий жулик и проходимец, за развитие которого не взялся бы ни один драматург.. За такое количество Фальстафов мы должны благодарить нашу жизнь.
Но прежде то был забавный и ёмкий литературный герой, которого вслед за Шекспиром «подхватили» драматурги других стран . В произведении «Руслан и Людмила» Пушкина есть герой Фарлаф, позаимствованный русским гением именно потому, что это классический комический образ забавного мошенника-неудачника .Мошенника не оттого, что тот совершает мошеннические действия из корысти, но оттого, что герой так скроен, в этом потребность его души и он не может быть иным.
Фальстаф кочует от автора к автору, от пьесы к пьесе, от страны к стране и из века в век. Если проанализировать произведения Мольера или Островского, то в них можно найти немало таких Фальстафов.
Между тем, перед Ковалёвым стояла нелёгкая задача — ему надо было сыграть эту роль, пройдя между характером героя и обстоятельствами стандартной придворной интриги, в которые он попал.
Прекрасный ансамбль с Фальстафом составили Юрий Коренев (Фрэнсис Брод), Зоя Кайдановская (Элис Брод) и Наталья Коренная (Маргарет Страница) и Константин Константинов (Джордж Страница). Им удалось сделать пьесу по-настоящему современной и смешной.
Остроумной находкой режиссёра стала линия молодых — совершенно осовремененной девицы Энн и её окружения, которые не удостаивают интригу старшего поколения участия, но под всеобщий шум совершает тихий переворот.
В распоряжении молодых окажутся не только право выбора, но и будущее. Теперь это наша жизнь.