Театр Маяковского исследовал многослойность «Виндзорских насмешниц»

Театр Маяковского исследовал многослойность "Виндзорских насмешниц"

Комедия, написанная Уильямом Шекспиром по личной просьбе королевы Елизаветы I, стала объектом творческого эксперимента режиссера Владимира Даная (Смирнова). Ученик Романа Виктюка и Сергея Женовача является частым участником театральных лабораторий, а в Театре Маяковского он представил своё видение знаменитой комедии, где бережно исследовал многочисленные сюжетные линии английского драматурга.

«Нам хотелось оставить все сюжетные линии, чтобы воссоздать и зафиксировать именно многослойность пьесы», — признался режиссер.

На момент вероятного создания «Виндзорских насмешниц» заказчику — «королеве-девственнице» было за 60. Елизавете захотелось, чтобы не достигший 40 лет драматург развил для неё собирательный комический образ её сверстника — Фальстафа, появившийся впервые в 1498 году в исторической пьесе Шекспира «Генрих IV». Стареющий повеса, оторвавшийся от реалий своих лет и имевший реальный прототип при дворе, казался королеве отличным объектом для острого пера драматурга.

Уильям Шекспир создал пьесу за две недели, а Владимир Данай с актёрами работал над ней три месяца в соответствии с правилами Лаборатории игрового театра-2023. В течение этого времени и режиссер, и каждый из актёров смогли решить сложную задачу — впитать в себя шекспировскую глубину героев пьесы.

Театр Маяковского исследовал многослойность "Виндзорских насмешниц"

В центре повествования — Сэр Джон Фальстаф, образ которого как по нотам.раскрыл Вячеслав Ковалёв. Особенность игры даровитого актёра — он без затейливых излишек, характерных и присущих новому поколению актёров Маяковки, в лаконичной манере изобразил саму суть образа — человека без принципов, да в общем без руля и ветрил.

Фальстаф Ковалёва — это то, что мы видим в нашей современной жизни на каждом углу. Если в эпоху Елизаветы то был перл, ради которого писалась пьеса, то сейчас это обычное явление — мелкий жулик и проходимец, за развитие которого не взялся бы ни один драматург.. За такое количество Фальстафов мы должны благодарить нашу жизнь.

Но прежде то был забавный и ёмкий литературный герой, которого вслед за Шекспиром «подхватили» драматурги других стран . В произведении «Руслан и Людмила» Пушкина есть герой Фарлаф, позаимствованный русским гением именно потому, что это классический комический образ забавного мошенника-неудачника .Мошенника не оттого, что тот совершает мошеннические действия из корысти, но оттого, что герой так скроен, в этом потребность его души и он не может быть иным.

Театр Маяковского исследовал многослойность "Виндзорских насмешниц"Фальстаф кочует от автора к автору, от пьесы к пьесе, от страны к стране и из века в век. Если проанализировать произведения Мольера или Островского, то в них можно найти немало таких Фальстафов.

Между тем, перед Ковалёвым стояла нелёгкая задача — ему надо было сыграть эту роль, пройдя между характером героя и обстоятельствами стандартной придворной интриги, в которые он попал.

Прекрасный ансамбль с Фальстафом составили Юрий Коренев (Фрэнсис Брод), Зоя Кайдановская (Элис Брод) и Наталья Коренная (Маргарет Страница) и Константин Константинов (Джордж Страница). Им удалось сделать пьесу по-настоящему современной и смешной.

Остроумной находкой режиссёра стала линия молодых — совершенно осовремененной девицы Энн и её окружения, которые не удостаивают интригу старшего поколения участия, но под всеобщий шум совершает тихий переворот.

В распоряжении молодых окажутся не только право выбора, но и будущее. Теперь это наша жизнь.

Поделиться с друзьями
Subscription