Режиссер Ольга Долматова в театре «Созвучие» представила сценическую версию пьесы Торнтона Уальдера «Наш городок», где через будни обывателей раскрываются течение времени, смысл бытия и таинство смерти. Этим событием семейный театр Долматовых открыл свой восьмой сезон, и, как отметили поклонники, продемонстрировал творческий рост и расширяющиеся возможности труппы.
Восторг и слёзы благодарных зрителей говорили о том, что главная цель постановки нашла отклик в сердцах — театр исполнил гимн в честь домашнего очага, торжественную оду к семейным ценностям.
В зале и уютном фойе арткафе «Эфир» было людно — премьеры «Созвучия» проходят только раз в году — поклонники театра терпеливо ждали проявления свободного творческого духа.
Феномен семейного театра притягивает к себе театралов — шутка ли, в Москве на наших глазах вырастает самобытная театральная школа, за становлением которой можно следить, каждый год оценивая восьмимесячные усилия труппы по подготовке полюбившейся пьесы.
В данном случае, на сцене эпическое произведение о жизни мирного американского городка Прогрессивной эры, получившее Пулитцеровскую премию за выдающуюся драматургию. Это пьеса, за которую охотно берутся на Западе, но которую опасаются брать в репертуар крупнейшие театры нашей страны.
И всё же, почему «Созвучием» был взят Торнтон Уальдер?
«Мы не репертуарный театр, мы свободны в выборе пьесы, — поясняет Ольга Долматова, — У нас нет страха кому-то не угодить, мы ставим спектакли для себя и для зрителей, которые нас знают и любят. Уальдер интересен своей философией, его пьеса очень понравилась всем нам — и взрослым, и детям. Средний возраст наших основных актёров (15-16 лет) как раз подводит их сейчас к вопросам, затронутых в произведении. Для них, современных и вдумчивых ребят, это очень актуально. В пьесе всё не очень динамично, статично, там много диалогов, размышлений, но мы постарались внести в спектакль динамизм — к нам ведь придут зрители — современные молодые ребята, друзья и однокурсники актёров».
Спектакль действительно поражает тем, как удалось малыми средствами создать объем постановки и умело двигать сюжет, где традиционно большая часть декораций изображается актёрами, но не присутствует на сцене. Здесь множество симультанных сцен, где параллельно представлены истории семей и героев, и они гармонично заполняют малое пространство.
Несмотря на то, что основной элемент декораций — это часы, символизирующие скоротечность жизни, Grover’s Corners создателями «Нашего городка» был воссоздан со всей красе, от выпуска газеты «Сентинел» до элегантной консервативной одежды 1900-1910х годов, с её изяществом и благородством. Но главное в нём — жители, в которых перевоплотились актёры «Созвучия».
Умелым рассказчиком стала Анна Нурминская (помощник режиссера, в другом амплуа — священник). Она сразу взяла тональность, которая сумела заинтересовать зрителя и, пронизанная любовью к героям, сумела влюбить нас в них. А ведь на её плечах лежала сложнейшая задача — несмотря на все перипетии сюжета, отразить основную теологию Уальдера, его стремление сохранять стойкость перед лицом трудностей и неопределённости!
Альтер эго автора — покончивший с собой церковный органист Саймон Стимсон, сложнейший образ, реализованный Константином Долматовым. Юный актёр сумел показать страждущего героя, погрязшего в пьянстве и полного мрачных мыслей, которые привели его к самоубийству и не отпустили в другом мире.
Дуэт Александры Марковой (Эмили Уэбб) и Олега Долматова (Джордж Гиббс) — центральная романтическая тема произведения, которую актёры исполняют с нежностью и оптимизмом, верой в то, что настоящая любовь не уходит в никуда. Порой их глаза светятся настолько, что были излишни слова — и тут на помощь приходил танец.
Танцевальные номера — один из ключевых секретов режиссера, которая использует его для удержания внимания зрителей на протяжении более 3 часов и наполнения пьесы эмоциями и движением.
Супружеские пары Гиббс (Игорь Макушкин и Любовь Шойхед) и Уэбб (Алексей Марков и Ольга Мыцык) выполняют главную задачу — наполняют уютом домашний очаг. Образцовые родители, они передают в зал импульс супружеского счастья и терпения, без которого немыслим прочный союз. Именно они реализуют задачу доказать, что человек призван жить в паре, и умудряются избежать штампов — это четыре личности, сумевшие обрести счастье, не растеряв себя.
На долю Александры Глазовой (Ребекка Гиббс) и Василия Долматова (Уолли Уэбб) выпадает задача показать детей таких супружеских пар, но не подсвеченных романтической историей. Они — радость и печаль своих семей, которые в детстве наслаждаются ароматом гелиотропа в «прекрасном (или ужасном) лунном свете, а затем входят во взрослый мир.
Ребята выпукло подают индивидуальность своих образов, при этом девочка лучезарна, и мы понимаем, что её жизнь вся впереди, а мальчик проносит тихую печаль на всём протяжении действа — его герою не суждено дожить до зрелых лет. Он умирает от аппендицита.
Профессор Уиллард (Елизавета Демина) — весьма неожиданно решенный образ героини. Яркая девушка, казалось бы, совсем не та, что может вызывать скуку на лекциях. Однако, поданная в игривой манере сцена в исполнении Елизаветы превращается в один из самых красноречивых элементов постановки, насыщенной жизнеутверждающей энергией. Скука ведь бывает разная, не так ли? В данном случае, она становится озорной!
Не менее ярко изобразила Миссис Сомс Любовь Долматова: то ли это тургеневская девушка, то ли собирательный образ несбывшихся надежд… Актриса мощно ставит вопрос, который, несомненно, волновал Уальдера: почему некоторые достойные любви люди всю жизнь ждут, но не обретают любовь?
Молочник Хови Ньюсом (Даниил Долматов), полицейский Констебль Уоррен (Иван Марков), разносчики газет Джо (Всеволод Долматов) и Сай Кроуэлл (Александр Шойхед) добавляют очарование жизни небольшого городка. Актёры делают своих персонажей характерными, и заставляют сожалеть, что неумолимое время проносится так быстро, что его нельзя удержать.
23 ноября был первый показ спектакля, который будет отличаться от следующих премьерных спектаклей — в них будет иной состав. Так, на роль Эмили заявилось сразу три актрисы, и театр решил не отказывать никому — благодаря этому зрители получат возможность ещё полнее оценить новое творение театра «Созвучие».