«Истребление тиранов» — новое произведение, вышедшее из мастерской Марка Розовского, покорило сердца зрителей. Оно не могло не покорить зрителей, так как тема, поднятая авторами произведения, не только актуальна и остра, а жизненно необходима в условиях тотального отказа от свободы в эпоху пандемии коронавируса.
Жизнеутверждающее произведение заканчивается манифестом русской демократии одой «Вольность» — главным произведением «нашего всего» — Александра Сергеевича Пушкина. Даже если бы не было этого произведения (это трудно предположить), всё равно Пушкин своей фигурой, своим творчеством, своим «Я» олицетворял отношение к природе вещей.
Поэт, хоть и попал в Царскосельский Лицей в 14-летнем возрасте благодаря родственным связям (дяда поэта был лично знаком с Михаилом Сперанским — восходящей звездой на романтико-идеалистическом небосклоне зарождающегося российского конституциализма и парламентаризма) и закончил его 33-м с конца из 36 его выпускников, но стал выразителем своего поколения, своей страны и свобобы.
Что и говорить, кто из нас читает и перечитывает сегодня «Оду к Вольности», которую мы все были обязаны учить наизусть в школе в рамках курса Отечественной литературы? Подумайте, как серьёзно, остро, выпукло и масштабно звучит стих нашего вечного пророка! Но это слово Пушкина было услышано в его собственную эпоху немногими, немногими его слова слышны и сегодня. Но в том-то и величие слов о том, что в России поэт — больше, чем поэт, так как Пушкин — до сих пор олицетворение отношения свободомыслия к правопритеснению.

Спектакль Марка Розовского состоит из двух частей, которые мысленно можно разделить на две смысловые половины. Одну мы условно назвали бы «Судьба тиранов» — самых жутких в истории человечества, которые повинны в кровопролитии, детоубийстве, массовых репрессиях и т.п. Среди наиболее одиозных фигур перечисляются такие тираны-шалуны как Нерон, Ричард III, Наполеон, Гитлер и явные намёки делаются на некоторых пламенных вождей из самой негустонаселённой, но самой обширной по территории страны в мире.
Вот только великие писатели и поэты мира (Светоний, Пушкин, Шекспир и другие) не уставая писали об их жалком конце, о бесславной мучительной смерти, о том, что их и их потомков ждёт справедливое возмездие за совершённое зло. Наслаждаясь абсолютной властью, они склонны забывать о том, что есть Высший суд, которого никому не удаётся избежать. Тираны мира, трепещите!
Вторая часть пьесы заставляет зрителя и смеяться, и плакать; и радоваться, и страдать, слушая текст Достоевского из «Бесов» или Чуковского из «Тараканища». Это рассуждения о зарождении тираний и их последствиях.
Неблагодарное это дело — говорить о чём-то, что все остальные не видели. Ты невольно берёшь на себя колоссальную ответственность, передавая другим свои впечатления, которые, безусловно, всегда чрезвычайно субъективны.

Лично мне очень понравился кусок из Габриэля Гарсиа Маркеса «Осень патриарха». Очень удачный текст и великолепно препарированный тремя великолепными актёрами: Юрием Голубцовым, Владимиром Давиденко и Валерием Толковым. Но так как текст глубоко национален (речь шла об одном из известных латиноамериканских диктаторов), попытка интернационаизировать текст не в полной мере удалась.
Ведь автор пьесы вправе внести в редакцию правку и расставить нужные ему акценты. Да, девственность текста всегда следует соблюдать, но что делать, если он не «ложится» в нужное русло и нет от него необходимой отдачи? А ведь замысел-то был правильным — показать диктатора и его «шалости» во всём их одиозном масштабе.
В целом, спектакль не только получился, но даёт представление любому здравомыслящему человеку о масштабах трагедии, которая постигает его, когда он живёт в одной из стран, где заправляют подобные «шалуны».
На мой взгляд, правильно делает автор пьесы — незаурядный режиссёр и мыслитель, не останавливаясь специально на российском полустанке — главной магистральной дороге борьбы с деспотизмом и людоедством, а обобщая мировой опыт тираний. Конечно, надо рассматривать Россию в купе и в контексте множества отклонений, которые мы наблюдаем в мире, и показать, что в России те беды, которые свалились на неё, не вызваны чисто национальными причинами выдающейся державы с прекрасным народом, неоднократно, правда, оболганном.
Театр У Никитских ворот справляется с поставленной задачей минимальными декорациями, но умелой игрой света и гениальной игрой актёров, переносящих зрителя из одной эпохи в другую, создавая коллаж образов из мировой истории и не теряя при этом величия литературной основы. Мы видим тиранов, мы общаемся с ними (предусмотрен и иммерсивный элемент) и вдохновляемся тем, что тираны не вечны и тирания всегда заканчивается.
Действительно, что является той самой «таракашкой» среди множества таракашек-тираний, о котором писал Корней Чуковский, которых в одночасье может съесть пролетающий мимо воробей?

Вот только Марк Розовский предупреждает о том, что поклонение тиранам — это единственное, что мешает предать их справедливому забвению и даёт возможность править нами всё новым и новым тиранам. Какая это важная, своевременная и смелая мысль, напоминать о которой — одна из важнейших задач искусства.
Премьера спектакля пройдёт в знаменательную дату — 21 декабря, когда некоторые поклонники Сталина будут праздновать его День рождения.
Фото взяты с официального сайта театра «У Никитских ворот». Фотограф: Анастасия Ентякова