Кунсткамера на немецком означает «кабинет редкостей» или «комната искусства». Так в прошлом называли прообразы современных музейных собраний. Именно такой кабинет настоящих редкостей и истинного искусства в мультимедийного воплощении создал Театр Вахтангова.
Новое выставочное пространство «Гений места» разместилось в двух залах четвёртого этажа исторического здания. Оно откроет свои двери 25 сентября и будет принимать группы лишь по 13 зрителей. Число 13 для вахтанговского театра знаковое – 13-го родился Вахтангов и 13-го родился его театр.
По удивительному совпадению или провидению, экспозиция знакомит с 13-ю знаковыми режиссёрами, которые являют собой сокровищницу русского театра: Евгений Вахтангов, Всеволод Мейерхольд, Рубен Симонов, Евгений Симонов, Николай Охлопков, Роман Виктюк, Пётр Фоменко, Юрий Любимов, Римас Туминас, …
Впрочем, раскрывает секрет замдиректора по репертуару и работе со зрителями Антон Прохоров, «когда мы сели нашей постановочной группой и стали набрасывать «обязательный» список, он оказался слишком многочисленным для хронометража в 40 минут но выдающихся режиссёров оказалось 13! И, мы поняли, что нельзя никого ни убавить, ни добавить». Вот такое чудо — «вахтанговская чёртова дюжина» !
В новой экспозиции нет привычного экскурсовода – историю гениев Театра Вахтангова рассказывают сами экспонаты голосами вахтанговцев – Сергея Маковецкого, Марии Ароновой, Анны Дубровской, Виктора Добронравова, Анны Антоновой, Евгения Князева, Павла Попова, Юрия Поляка, Полины Чернышовой и многих других любимых зрителями актёров… То тут, то там вспыхивают софиты, и в их лучах фотографии, костюмы, предметы декораций оживают словно по волшебству.
Безусловно, самым захватывающим в новом пространстве являются подлинные предметы и документы. Вот бабочка и бинокль Евгения Вахтангова, вот самые необычные списки назначений артистов на роли – от официальных бумаг, до клочков бумаги меньше салфетки. Судя по количеству автопортретных шаржей и самоэпиграмм, великие любили пошутить и поиронизировать на свой счёт.

Но магия театра на этом не заканчивается. Во втором зале посетители оказываются словно внутри калейдоскопа диорамы, рассаживаясь на мягкий диван вокруг мраморной Венеры, которая закружит и пронесёт их сквозь вековую историю театра и того места, где они сейчас находятся.
Не будем раскрывать все сюрпризы, которые приготовили авторы этого проекта, поверьте, они вас впечатлят.
Нельзя не отметить, что автором идеи такого погружения в театральную историю стал Кирилл Крок – директор театра, который для таких ревнителей бюджетных средств, как я, специально подчёркивает, что экспозиция полностью оборудована на средства, заработанные Театром Вахтангова и Домом Вахтангова во Владикавказе.