Французская компания Total, четвертая в мире по объёмам добычи нефти и газа, инвестирует в американский стартап по производству грузовиков на водородных топливных элементах – Hyzon Motors. Так нефтепромышленный гигант закладывает основу своего будущего в мире чистых источников энергии.
Стратегические инвестиции были сделаны венчурным подразделением компании – Total Carbon Neutrality Ventures совместно с другими соинвесторами, такими как Ascent Hydrogen Fund, Audacy Ventures и Hydrogen Capital Partners. Размер вливаний не разглашается, но осведомленные источники Bloomberg говорят, что он составил более $15 млн. и может быть увеличен до $20 млн. Общий объём инвестиций в Hyzon Motors оценивается примерно в $200 млн.
Это не единственная инвестиция нефтедобытчика в зелёную энергетику, есть проекты производства биотоплива и батарей для электромобилей. Тоталь и его западные коллеги запускают такие проекты под давлением правительств, потребителей и инвесторов в рамках борьбы с изменением климата.
Сам стартап вырос и выделился в отдельный бизнес из сингапурской компании Horizon Fuel Cell Technologies Pte, которая уже более 17 лет разрабатывает технологию топливных элементов для коммерческого применения. Новая компания ориентирована на создание грузовиков, городских и междугородних автобусов на водороде.
Полученное финансирование Hyzon планирует использовать для разработки топливных элементов и производства их на бывшем заводе General Motors в Хони-Фолс (США).
Кроме того, анонсировано строительство завода в Нидерландах совместно с Holthausen Clean Technology BV и производственный проект в Шанхае с неназванным китайским партнером.
Hyzon говорит, что по дорогам мира уже колесят около 400 автомобилей, использующих технологию топливных элементов компании, а в ближайшие три года она намерена поставить порядка 5 тыс. грузовиков и автобусов на топливных элементах. К 2025 производственная мощность должна достигнуть 40 тыс. машин в год.
Есть аналогичные проекты и у мировых автопроизводителей – Toyota, Hyundai и пр. Широкую известность это направление получило после громкого появления компании Nikola Corp., которая под проект водородных тягачей и пикапа собрала $2 млрд. Среди технологических партнеров у неё числятся General Motors и BP. Последняя должна будет построить сеть водородных заправочных станций.
Что касается России, то здесь пока всё тихо. Водород производится, но главным образом для промышленности. Это так называемый серый водород, производство которого сопровождается выбросами СО2. Такое топливо иногда даже «грязнее» традиционных энергоносителей.
Газпром и Росатом грозятся построить заводы по производству более чистого водорода – бирюзового (побочный продукт – сажа, а не газ СО2) и жёлтого (с использованием атомной электроэнергетики). Приглядывается к новому направлению и Новатэк.
На первом этапе Европа готова принимать серый водород из России, но с постепенным переходом на зелёный, где электричество для его производства вырабатывается ветряками и солнечными панелями.
Есть ощущение, что наши нефтегазовые компании управляются людьми, которые исповедуют принцип «после нас хоть Потоп» – главное сейчас получить хороший барыш, а государство, которое за копейки передало их активы, пусть само выкручивается. Не пора ли их заставить работать в этом направлении более активно, как это делает Запад со своими компаниями?