Цена электроэнергии позволяет вкладывать в искусственный интеллект

Цена электроэнергии позволяет вкладывать в искусственный интеллект

Глава Межрегиональной Распределительной Сетевой Компании Центр (МРСК Центр – часть Россети, снабжение энергией 26 млн. россиян) Игорь Владимирович Маковский рассказал, как цифровизация повлияет на развитие энергетики России в ближайшее десятилетие.

«Мы подошли к тому моменту, когда все, что можно взять из аналогового управления, мы взяли, — сказал он. Чтобы дальше развиваться, сокращать издержки, требуется переходить на цифру. Сейчас речь уже идет о 5-й технологической революции, то есть, об использовании искусственного интеллекта. Да, у нас есть районы, где мы еще не вышли во вторую технологическую революцию, там ручной труд. Есть и 2-й уровень, где у нас стоят токарные станки, дрели… 3-й уровень, это уже автоматизируются процессы – вакуумные выключатели, автоматика помогает человеку. И сейчас половина электроэнергетики находится на этом уровне. И то что мы сейчас делаем – это прыжок с третьего на 5-й уровень – в цифровизацию».

Маковский уточнил, что переход на цифровые рельсы не приведёт к росту тарифов: «Россети, считают, что тариф на сегодняшний день достаточен для качественной работы энергетиков. Мы ни в коей мере не говорим, что инвестиции должны повлиять на рост тарифов. Но вопрос эффективности, издержек, справедливого распределения доходов, получаемых в «котле» — это вопрос других компаний, ведь помимо нас еще есть компании, которые ведут сопутствующую деятельность и получают прибыль из тарифных сборов. Поэтому очень важно, чтобы внутри «котла» это распределение было справедливым. А в рамках своей части мы ищем способы повышения эффективности, снижения затрат. По нашему опыту, 5 лет для окупаемости инноваций не хватает, но больше 10 лет он тоже не должен быть. Если не укладываемся, то такую технологию мы не запускаем в производственную эксплуатацию. Значит, еще время не пришло. Например, беспилотники сейчас очень дорогие».

Культурно-политический журнал «Э-Вести» поинтересовался, что сейчас происходит с цифровизацией энергетики в мире. Где мы, Россия, в этом процессе находимся? Игорь Владимирович любезно поделился с нами своим видением.

Маковский И.В.: Мы лучшие. Однозначно. Вы можете сейчас даже не иронизировать. Я не передергиваю. Мы изучили весь опыт, все посмотрели. Ребята начали намного раньше нас. Начали с самого простого – они везде поставили приборы учета. Мы изнашивались последние 20 лет современной энергетики. По сути не вкладывали, не капитализировали, системную надежность повышали, модернизировали генерацию, приводили в порядок основную сеть, а в распределительные сети не вкладывали. Доля вложений в распредсеть в зависимости от региона, была от 10% до 20%, и выполняли социальную функцию – льготная категория присоединения, бытовой потребитель, малый и средний бизнес.

Дай Бог это был бы полезный бизнес — ведь у нас половина от того, что мы построили, сейчас не задействовано. Когда едешь по территориям, у нас стоят новые опоры с СИПованным самоизолированным проводом, а там ничего нет. Появились псевдо-льготники, девелоперы, которые берут земельные участки, переводят из сельскохозяйственного назначения в поселения, делят на участки и идут к нам за льготами. Мы тратим сотни миллионов рублей в отдельных регионах – это до 30-50% от инвестиционных программ тратится на льготных потребителей. В следующем году, мы надеемся, поменяется нормативная база с точки зрения монетизации льгот – регион будет определять социальные слои, которым будут предоставляться льготы, а не всем поголовно, как сегодня.

Поэтому мы в развитии своего комплекса, конечно, отстали от своих европейских коллег. Так вот, они поставили всех на учет, довели потери в сетях до нормативных. И им законодательство разрешило оставить эту экономию у себя в рамках базового тарифа. Да, они договорились о 10-летнем базовом тарифе, как и мы сейчас пытаемся сделать. Все, что сэкономили, оставьте нам, чтобы мы навели порядок до какого-то момента, когда вы посчитаете, что порядок наведен, пожалуйста, давайте управлять тарифом. А когда у них появилась экономия, они связали все в очень технологичную систему управления – пункты управления у них работают, наверное лет по 5-8 и в Германии, Австрии, Скандинавии.

То, что мы делаем, сейчас лучше, потому что технологии немножко другие. У них еще не амортизировалось старое, мы уже софт делаем лучше, мы уже оборудование лучше используем. Показатели в Калининграде выше не только ближайших соседей Польши и Литвы, они лучшие и на уровне западно-германских, даже не восточно-германских. Берлин мы тоже смотрели, учились. Там есть еще такая особенность, жители Калининградской области себя сравнивают с ближайшими соседями и там удовлетворить их спрос 6-ю часами на ремонт нереально, там сразу 100 человек поднимают такую «бучу» после первого часа отключения. Поэтому там постоянно было такое давление на энергетиков, на административную власть и это подтолкнуло к более активным действиям. И с 2015 года стали все исправлять. Мы взяли статистические данные и посмотрели – Калининград выглядит намного лучше западных коллег и с точки зрения управления, и с точки зрения операционных затрат, и с точки зрения производственных показателей. Поэтому я уверен, что аналогичные пилотные проекты в шести регионах в трехлетнем горизонте, которые мы запускаем, себя очень хорошо покажут.

ЭВ: Игорь Владимирович, вы упомянули про инверсную систему, когда потребитель не только берет энергию из сетей, но и, вырабатывая свою, излишки отдает обратно в сеть, зарабатывая на этом. Есть ли уже в России примеры такого опыта?

Маковский И.В.: Очень локальные, отдельные истории, единичные случаи. Они же нормативно же не были отрегулированы. Приборы позволили считать реверс только с прошлого года. До этого можно было считать только в одну сторону. А то, что нельзя считать, нельзя оценить. Поэтому прибор научился считать только в прошлом году. Законодатель понятие микрогенерация ввел только месяцы назад. А дальше уже позиция регулятора — оценить стоимость поступаемых в электрическую сеть энергии (регионального, кстати, регулятора) и сбалансировать выручку получателей тарифных платежей.

Поделиться с друзьями
Subscription