14 марта 2024 года в Музее имени Андрея Рублева открылась экспозиция «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV — начала XX века». В ней показано, как менялась русская богословская мысль начиная с эпохи Андрея Рублёва, как русские иконописцы и художники откликались на научные открытия и вступали в диалог с Европой о происхождении Вселенной и человека.
Сотворение мира — ключевой сюжет для осмысления тайны происхождения человека. Хотя в Книге Бытия говорится, что этот процесс занял у Бога шесть дней (отсюда «Шестоднев»), человечество стало задаваться вопросами о том, где, как в каком виде появились Святая Троица, ангелы, первый человек и многое другое, что нашло отражение в религиозном искусстве. Некоторые шли дальше, и их мысль способна поразить воображение даже сейчас.
В 1517 году Мартин Лютер провозглашает свои «95 тезисов». В Европе начинается Реформация, которая оказывает влияние на русскую религиозную мысль. Примерно в то же время на ярмарках появляются гравюры Альбрехта Дюрера и других живописцев, изображающие размышления о Сотворении мира, и, вероятно, русские путешественники и купцы начинают их привозить домой. Идеи распространяются.
Сегодня методисты, пресвитериане, лютеране и многие другие конфессии не верят, что Сотворение мира произошло буквально так, как описано в Бытии. Они подвергают сомнению тезисы Священного писания, пытаясь обновить его под выводы учёных. Начало этому было положено как минимум четыре столетия назад.
«У нас больше вопросов, чем ответов», — призналась нам куратор выставки Жанна Белик. Соединив в одном пространстве религиозное искусство разных жанров и эпох, специалисты увидели, что многие существующие в науке утврждения не соответствуют реальной истории живописи. Например, несмотря на запрет на Стоглавом соборе изображать Вседержителя, он присутствует на многих иконах XVI века.
Русская церковь не могла оставаться в стороне от европейских религиозных волнений, и стремилась побороть ереси и утвердить единую позицию по ключевым вопросам. Стоглавый Собор (Стоглав) был созван в 1551 году по инициативе царя Ивана Грозного. Он проходил под председательством Митрополита Московского и Всея Руси Макария и принял ряд важных решений, чтобы «очистить» церковный обиход от того, что не является каноническим. На фоне волнений, Москва должна была превратиться в духовный оплот мира — Третий Рим.
Постановлениями Стоглава церковные обряды на всей территории страны были унифицированы, а нормы церковной жизни регламентированы. В частности, Собор запретил традицию многоголосия в литургии.
Церковные власти стали контролировать книгописателей, иконописцев и других, кто создавал и распространял произведения для религиозных нужд. Но размышления, как показывает живопись, не прекращались.
Стоглав вызвал неоднозначную реакцию в духовенстве, в том числе на Афоне, и многие его решения были пересмотрены в XVI веке. На Руси появился Раскол.
Среди экспонатов мы видим книги старообрядцев, произведения, созданные на Афоне, европейские гравюры, иконы русских мастеров и даже живопись сводов боковых нефов Владимирского собора из Киева.
Всё это вместе говорит о том, что русский прихожанин церквей, который, в отличие от нас — людей XXI века, умел бегло читать иконы, был погружен во всю проблематику Сотворения мира, нашедшую отражение в религиозном искусстве. А творцы произведений были куда свободнее в выражении своих идей, чем можно было предполагать…