«У нас больше вопросов, чем ответов». Сотворение мира в иконах

"У нас больше вопросов, чем ответов". Сотворение мира в иконах

14 марта 2024 года в Музее имени Андрея Рублева открылась экспозиция «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV — начала XX века». В ней показано, как менялась русская богословская мысль начиная с эпохи Андрея Рублёва, как русские иконописцы и художники откликались на научные открытия и вступали в диалог с Европой о происхождении Вселенной и человека.

Сотворение мира — ключевой сюжет для осмысления тайны происхождения человека. Хотя в Книге Бытия говорится, что этот процесс занял у Бога шесть дней (отсюда «Шестоднев»), человечество стало задаваться вопросами о том, где, как в каком виде появились Святая Троица, ангелы, первый человек и многое другое, что нашло отражение в религиозном искусстве. Некоторые шли дальше, и их мысль способна поразить воображение даже сейчас.

В 1517 году Мартин Лютер провозглашает свои «95 тезисов». В Европе начинается Реформация, которая оказывает влияние на русскую религиозную мысль. Примерно в то же время на ярмарках появляются гравюры Альбрехта Дюрера и других живописцев, изображающие размышления о Сотворении мира, и, вероятно, русские путешественники и купцы начинают их привозить домой. Идеи распространяются.

"У нас больше вопросов, чем ответов". Сотворение мира в иконах

Сегодня методисты, пресвитериане, лютеране и многие другие конфессии не верят, что Сотворение мира произошло буквально так, как описано в Бытии. Они подвергают сомнению тезисы Священного писания, пытаясь обновить его под выводы учёных. Начало этому было положено как минимум четыре столетия назад.

«У нас больше вопросов, чем ответов», — призналась нам куратор выставки Жанна Белик. Соединив в одном пространстве религиозное искусство разных жанров и эпох, специалисты увидели, что многие существующие в науке утврждения не соответствуют реальной истории живописи. Например, несмотря на запрет на Стоглавом соборе изображать Вседержителя, он присутствует на многих иконах XVI века.

Святая Троица, последняя четверть XV в, Москва, Музей им. А.Рублёва
Святая Троица, последняя четверть XV в, Москва, Музей им. А.Рублёва

Русская церковь не могла оставаться в стороне от европейских религиозных волнений, и стремилась побороть ереси и утвердить единую позицию по ключевым вопросам. Стоглавый Собор (Стоглав) был созван в 1551 году по инициативе царя Ивана Грозного. Он проходил под председательством Митрополита Московского и Всея Руси Макария и принял ряд важных решений, чтобы «очистить» церковный обиход от того, что не является каноническим. На фоне волнений, Москва должна была превратиться в духовный оплот мира — Третий Рим.

"У нас больше вопросов, чем ответов". Сотворение мира в иконах

Постановлениями Стоглава церковные обряды на всей территории страны были унифицированы, а нормы церковной жизни регламентированы. В частности, Собор запретил традицию многоголосия в литургии.

Церковные власти стали контролировать книгописателей, иконописцев и других, кто создавал и распространял произведения для религиозных нужд. Но размышления, как показывает живопись, не прекращались.

Стоглав вызвал неоднозначную реакцию в духовенстве, в том числе на Афоне, и многие его решения были пересмотрены в XVI веке. На Руси появился Раскол.

Среди экспонатов мы видим книги старообрядцев, произведения, созданные на Афоне, европейские гравюры, иконы русских мастеров и даже живопись сводов боковых нефов Владимирского собора из Киева.

Всё это вместе говорит о том, что русский прихожанин церквей, который, в отличие от нас — людей XXI века, умел бегло читать иконы, был погружен во всю проблематику Сотворения мира, нашедшую отражение в религиозном искусстве. А творцы произведений были куда свободнее в выражении своих идей, чем можно было предполагать…

"У нас больше вопросов, чем ответов". Сотворение мира в иконах

"У нас больше вопросов, чем ответов". Сотворение мира в иконах

Святая троица (Отечество), с силами небесными, первая четверть XVIII в, Север, Музей им. А.Рублёва
Святая троица (Отечество), с силами небесными, первая четверть XVIII в, Север, Музей им. А.Рублёва
Святая Троица, вторая половина XIX в, Москва, медный сплав, эмаль, литьё, Музей им. А.Рублёва
Святая Троица, вторая половина XIX в, Москва, медный сплав, эмаль, литьё, Музей им. А.Рублёва
Господь Саваоф, вторая половина XIX в, Ростов, эмаль на медной основе, Музей им. А.Рублёва
Господь Саваоф, вторая половина XIX в, Ростов, эмаль на медной основе, Музей им. А.Рублёва
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку