Программа реновации в Москве, которая касается миллиона москвичей, чаще всего попадает в объективы центральной прессы как отчёт чиновников о проделанной работе, а не отзывы получателей жилья. Но также важность этой темы ощутили московские суды, где появляется всё больше дел, связанных с принудительным выселением (вселением) получивших ордера по реновации жильцов — собственников жилья.
В нашей статье мы используем фотографии, присланные в редакцию участниками программы реновации жилья. Они в большей или меньшей степени недовольны полученными квартирами, вспоминают тяжелый переезд (выдаётся только 1 машина на семью) и неготовность отделки жилья, но отмечают, что ряд соседей рад и тому, что из квартиры в запущенном состоянии переезжает в квартиру с ремонтом.
Мы предлагаем вам посмотреть фото и сформировать собственное мнение относительно более комфортной и современной жилплощади. Дополнительно можно подчеркнуть, что каждая из квартир предоставлена в высотных домах.
Часто в реновационном жилье помимо пугающего вида из окна имеются проблемы неработающих лифтов и очередей на них из жильцов в часы пик.
Немалая часть собственников оказалась взыскательной и не готова переезжать в жильё, если оно хотя бы по каким-то критериям хуже того, что государство выдавало их семьям десятилетия назад. Может быть, вкусы людей изменились с тех пор, может быть, они поверили обещаниям властей сделать их среду обитания лучше.
Но судебная практика не на их стороне. Вы не довольны предоставляемой квартирой — идите в суд, и доказывайте факт предоставления неравнозначного жилья. Неравнозначного, а не улучшенного в соответствии с не имеющими юридического значения обещаниями властей. Фактически, от предложения квартиры по реновации можно отказаться дважды, но в третий раз собственник должен его принять.
«У нас впереди ещё два ордера по реновации, — говорит наша читательница, — Нам совершенно не понравилось жильё, поскольку в него даже невозможно ввезти мебель — настолько узкий коридор. Но мы понимаем, что уже в следующий раз лучше согласиться на переезд».
Особенно морально тяжело тем, кто оказался в меньшинстве среди жителей, решивших отдать дома под реновацию. Но сделать с этим уже ничего нельзя.
На наш взгляд, было бы логично предоставлять владельцам приватизированных квартир полноценное свободное право выбора аналогичного жилья в новостройках взамен сносимого, что является нормальной практикой в развитых странах, где при расселении собственников не может применяться принуждение и это боль для застройщиков. Однако только ленивый не писал о том, что приватизация жилья породила лишь частично право на собственность, ограничиваемое местными органами власти.
«Многие положения Закона о приватизации жилого фонда изложены сжато, без уточнения механизма их реализации, что породило множество как научных, так и судебных споров», — свидетельствует доктор юридических наук И.П. Петрова. Она отмечает, что приватизация изначально не ставила задачу улучшения жилищных условий россиян, но лишь попытку переложить на них бремя содержания жилой недвижимости.
Фактически, единственным правом собственника квартиры советского времени является право передачи её по наследству, во всём остальном он имеет примерно те же права, что у владельца неприватизированного жилья.
Что уж говорить о правах при реновации у тех, кто по советской привычке не приватизировал жильё в надежде получить в обещанный срок от государства квартиру, соответствующую числу жильцов, включая детей и внуков! Дали квартиру по реновации — соглашайся и будь доволен, что государство заботится о тебе.
Увы, власти забыли объяснить людям, что зачастую они сегодня предлагают людям «социальное жильё» взамен ранее выдаваемого государством, которое во всём мире есть акт благотворительности по отношению к малоимущим слоям населения и иммигрантам. Тем, кому таким образом обеспечивается всего лишь крыша над головой. Такое жильё выдаётся людям, которые не могут купить себе недвижимость на коммерческих условиях. Людям, к которым относится большинство россиян.
В отличие от европейских стран, где не было Великой Социалистической революции, превратившей всё население в пролетариев и выгнавшей крестьян из сельских домов в города, у россиян в основном нет накоплений для покупки жилья в новостройках. Поэтому логично предположить, что большая часть москвичей не может себе позволить улучшить жилищные условия иначе как с помощью государства.
«Мы были рады получить квартиру по реновации в комплексе, лишь один корпус которого был отведён под реновацию, а остальное — коммерческое жильё», — говорят счастливые получатели реновационных квартир в одной из новостроек Москвы. Другие счастливые собственники нового жилья живут в центральных районах города, где строить плохое жильё экономически не выгодно. Остальные с первой, второй или третьей попытки берут то, что есть.
Факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ провёл исследование общественного мнения относительно эффективности программы реновации и устами своего декана Евгения Михайленко сообщил, что каждый восьмой москвич, нуждающийся в улучшении жилищных условий, по-прежнему уповает на программу реновации. Что же, надежда умирает последней.