По инициативе Минстроя России, с 1 февраля по 1 октября в экспериментальном порядке вводится онлайн-система взыскания долгов за коммунальные платежи. Привычная схема: направление в почтовый ящик должника требования об оплате долга, отправка ему как ответчику судебных документов и вызов его в суд, видимо, окончательно выйдет из употребления.
Оповещение собственников и отслеживание всего досудебного и судебного документооборота возьмёт на себя портал «Госуслуг». Единая система ГИС ЖКХ содержит всю информацию по задолженности, которую сюда представляют управляющие компании и поставщики услуг (УК), но к ней имеет доступ лишь малая часть населения России даже в экспериментальных («с высоким уровнем цифровой зрелости») регионах.
Госуслуги — это прекрасная электронная система, но в ней нередки сбои и отсутствует человеческая обратная связь. И она будет вместо почты осуществлять извещение пользователей о задолженности в сфере ЖКХ, получение справок из Росреестра, Социального фонда России и МВД,, отправку пакета документов в ГАС Правосудие и т.п.
При этом человек может вовремя не зайти на «Госуслуги», не узнать о процедуре и не получить возможность погасить ту задолженность, которую ему выставили поставщики «коммуналки». Зато две главные цели — ускорение и удешевление процесса оплаты долгов для УК налицо.
Жаль, что от взора законодателей ускользают такие немаловажные вещи, как мотивы, по которым собственник в последние месяцы не оплатил за услуги. Например, его могло не устроить качество оказанных услуг (№ 351-ФЗ, от 27 октября 2020 года), и он дожидается перерасчёта. Закон допускает целый перечень уважительных причин, по которым можно отсрочить платеж за коммунальные услуги.
Минстрой в ближайшие дни займётся согласованием документа с поставщиками услуг и экспертами ЖКХ. Хочется верить, что проект за пару недель приблизится к удобному для граждан и поможет им отстаивать свои законные права, а не только сэкономит расходы коммунальных служб на бумагу и судебные издержки.