В 2017 году в мире было продано 1.2 млн. электромобилей, что на 57% больше, чем в 2016 году. Самый существенный вклад в высокие темпы рынка электромобилей сделал Китай, доля которого достигает 50% мировых продаж электрокаров. В России продано всего 95 таких машин – для нас это очень дорого, объясняют эксперты.
По данным агентства EV Volumes, в 2017 году в мире на учет было поставлено около 1.2 млн. новых машин на электротяге, что на 57% больше, чем в 2016 году. Это включает глобальные продажи легковых автомобилей (BEV+PHEV), легкие грузовики в США/Канаде и легкий коммерческий транспорт Европы. 66% этих продаж пришлось на чисто электрические машины (BEV) и 34% — на гибриды (PHEV). Помимо этого, в мире было продано 300 тысяч электрифицированных автобусов и коммерческой техники.
В целом на электрокары пока приходится лишь 1.3% всех мировых автомобильных продаж. Однако в некоторых странах их доля уже довольно существенна (без учета коммерческого транспорта): в Норвегии – это 39.2% всех продаж, в Исландии – 14%, в Швеции – 5.3%.
Самый большой по объему рынок для электромобилей – это Китай, в 2017 году здесь продана 601 тысяча электрических машин, что на 72% больше, чем годом ранее. При этом доля полностью электрических автомобилей здесь традиционно превышает 80%. Европа показала рост в 38%, а США – 27%.
В России в 2017 году купили всего 95 электромобилей (BEV), что на 28.4% больше, чем в 2016 году, сообщает агентство Автостат. Огласим весь список, ибо он очень короток:
- Tesla Model X – 48 шт.
- Telsa Model S – 14 шт.
- Nissan Leaf – 29 шт.
- Renault Twizy – 3 шт.
- Mitsubishi i-MiEV – 1 шт.
Из вышеперечисленных моделей, официальными дилерами продается только Renault Twizy, который больше похож на крытую коляску мотоцикла, чем на автомобиль. Все остальное привозится к нам «под заказ» независимыми продавцами.
Чтобы узнать, что мешает продажам электрических машин в России, журнал «Э-Вести» обратился к эксперту – Алексею Валентиновичу Гуськову, координатору Национальной технологической платформы РФ «Экологически чистый транспорт «Зеленый автомобиль».
ЭВ: Алексей Валентинович, что мешает продавать больше электромобилей в России?
А.В. Гуськов: Низкий уровень доходов населения. Сравните среднюю стоимость автомобиля, покупаемого в Европе и США, со средней стоимостью автомобиля, покупаемого в России. И вы сразу поймете, какие сегменты для потребителя сейчас доступны. Поэтому ограничением является стоимость самого автомобиля.
Электромобиль – дороже, и дешевле он пока не может быть. Даже базовый сегмент — Nissan Leaf — стоит порядка 24 тысяч евро, а у нас в средняя цена от силы 19 тысяч евро, с учетом самых дорогих машин. То есть, мы находимся на ценовом уровне Kia Rio.
ЭВ: А что касается отсутствия инфраструктуры?
А.В. Гуськов: Давайте возьмем простые вещи. У электромобиля есть система быстрой зарядки и есть система медленной зарядки. Вы можете заряжать свой электромобиль от бытовой сети 16 Ампер без проблем, это займет порядка 8-10 часов, если это не Tesla. Nissan Leaf имеет достаточно маленькую батарейку, которая без проблем может заряжаться от бытовой сети.
Быстрая зарядка — это другой вопрос. Инфраструктура у нас пока слабо развита, но в самой ближайшей перспективе она будет очень быстро и бурно развиваться.
ЭВ: Это перспектива года – трех – пяти?
А.В. Гуськов: Максимум — три года. Хотя мы и опаздываем относительно остального мира, но все равно мы пойдем в том же направлении, потому что в [государственной] стратегии автомобильной промышленности уже всюду прописан электроприводный и подключаемый (гибридный — прим. ред.) транспорт. Мы никуда от этого не денемся.
ЭВ: И последний вопрос, по планам, когда и какого уровня мы достигнем?
А.В. Гуськов: Пока те планы, о которых серьезно говорят специалисты — это порядка 65-85 тысяч электромобилей ежегодно к 2025 году. Это достаточно много, хотя в процентном отношении к полутора миллионам автомобилей, производимым и продаваемым в России, это звучит бледно. Но все равно много, учитывая то, что они будут интегрироваться в структуру крупных городов.
Теслу вы же видите в городе периодически! Представьте, что вместо четырехсот сегодняшних Tesla к автопарку каждый год будет прибавляться 80 тысяч электромобилей. Заводчане уже вовсю делают продуктовые проекты. Они сейчас появятся в сегменте легкого коммерческого транспорта.
ЭВ: Действительно, неплохая перспектива. Будем ждать.
В 2018 году западные эксперты прогнозируют дальнейший рост продаж электромобилей — до 1.9 млн. машин, или 2% всех проданных легковых автомобилей в мире. Таким образом, к концу 2018 года глобальный парк пассажирских электромобилей достигнет 5.1 млн. шт., а вместе с автобусами – 6 млн. шт.
Источник: EV Volumes