Сергей Аронин в Театре им. Моссовета представил спектакль «Последний роман» – мелодраматическая история из жизни датской творческой элиты. В её основе – сложные, но плодотворные отношения датской писательницы, 63-летней баронессы Карен Кристенце фон Бликсен-Финеке (Карен Бликсен) и 30-летнего датского поэта Торкиля Бьёрнвига. Исследование нарождающегося, но нереализованного чувства покровительницы и начинающего писателя раскрывают новые грани творческих союзов, которые только на первый взгляд исключительно материалистичны.
Режиссер с улыбкой заметил на пресс-показе, что худрук Евгений Марчелли ушёл с репетиции с фразой: «Я ничего не понял».
«Последний роман» – это странный опыт, противоречивость которого заложил сам датский драматург Леопольда Стефенсен, и которая содержалась в воспоминаниях самого Торкиля Бьёрвига. Это было ощущение любви, ощущение необыкновенной близости, и при этом заданный формат взаимоотношений, исключающий какой-либо фривольный контакт.
Наверное, и сами действующие лица понимали, что их охватывает нечто, что не вписывается в заключенный договор о продвижении начинающего писателя. «Договор» – такое название получил фильм Билле Аугуста 2021 года, созданный по автобиографичной книге Бьёрвига «Договор: Моя дружба с Исак Динесен».

В русской версии, реализованной в авторском видении Сергея Аронина дуэтом Евгении Крюковой (Симона Нильсен, писательница) и Никиты Мучкаева (Фредерик Зондергаард, поэт), скандинавский социальный натурализм сильно сглажен. На сцене Моссовета на первый план вышло изучение чувства, его таинственной паутинной природы. Не только сторонний зритель смотрит на взаимоотношения словно сквозь вуаль, но и участники будто сами не до конца понимают их природу.
Сценическое действо образовано множеством угасающих сюжетных линий. Едва мы ожидаем, что что-то произойдёт – кто-то направляет в другую сторону сюжетную линию. Две сильные личности не дают чувствам возобладать над ними, хотя они так часто кажутся неуправляемыми.
Изысканные, с элементами старого стиля декорации подчеркивают одиночество героев. В центре гостиной или кабинета – древо познания. Они так и не отведают его плодов. Сюжет в наше время, где все ждут материального финала, видится глубоко христианским.




