На снимке мы видим один из примеров того, как правильное регулирование имущественного налога в Германии сделало заброшенный завод коммерчески успешным жилым проектом. В этой стране, как и в других странах мира, имеется такая форма исчисления древнейшего налога, которая способствует развитию и благоустройству государства и его регионов.
Россия сегодня ищет успешные практики, которые можно было бы применить в нашей стране, чтобы изменить базу для исчисления налога на имущество, систему расчётов и льгот в пользу общественного развития. Обсуждению таких возможностей было посвящено состоявшееся сегодня очередное заседание «Конференции 2.04 Разговор по душам» Международного клуба «Интеграция».
Будущее налога на имущество — это «вопрос баланса интересов государства по наполнению бюджета и мер по стимулированию», отметил депутат Госдумы Сергей Михайлович Катасонов, первый заместитель председателя комитета по бюджету и налогам. Он полон решимости выдвинуть законодательную инициативу, которая оказалась бы полезной и «приемлемой» для России.
«Каждая страна мира регулирует этот вопрос с помощью налогов индивидуально, совершенно по-своему, — сказала вице-президент объединения и зампред Рабочей группы при ГД РФ по совершенствованию законодательства в области имущественных налогов, кадастровой оценки и оценочной деятельности. — Но какой бы опыт могла взять на себя Россия, чтобы улучшить свой инвестиционный климат?».
Опыт любой из стран целиком перенять не удастся. Слишком различны условия, традиции и потребности властей. Но хорошие идеи вполне могут войти в российскую действительность.
Например, как рассказал Александр Артемьев, постоянно проживающий в США, в этой стране «налог на имущество собирает муниципалитет, он поступают в бюджет города. При этом 30% полученных платежей идёт на службы, которые поддерживают жизнь города, 29% — на образование, 20% — на проблемы здоровья; доля участия отрасли в этих вещах регулируется муниципальным законом».
Ставка по налогу на недвижимость у американцев зависит прежде всего от вида недвижимости, их 4: 20% платят маленькие дома с 2-3 хозяевами, 12% — большие дома с одним собственником (частным лицом, фондом или корпорацией), 11% — промышленные предприятия и 10.5% — торговые площадки, в том числе отели. Широко распространённой в России госсобственности здесь нет.
Но высокая ставка налога (в России она, например, 0.1-2.2%) ещё не свидетельствует о том, что налоги на имущество здесь выше, чем у нас. Например, при самой высокой ставке налога сумма от налогообложения жилой недвижимости, поступающая в местный бюджет, будет минимальной по двум причинам: из-за особенностей расчёта налогооблагаемой базы и массы частных льгот для частных лиц.
Оценочная стоимость в США — это далеко не рыночная стоимость. Она составляет около 6% от реальной рыночной стоимости объекта, и не может увеличиться по решению властей более чем на 20% за 5 лет. Из этой базы делаются вычеты льготным категориям ($300 на единственное жильё, где прописаны люди, и $600 пожилым, малообеспеченным владельцам и ветеранам, а также жертвам преступлений и духовенству).
Ещё более гуманна к своим гражданам социалистическая Франция, особенно там, где мэры городов являются левыми политиками.
На первый взгляд, собственнику жилья в этой стране иметь недвижимость дороговато: с него потребуют как налог на недвижимость, так и налог на проживание. Помимо национальных налогов (при покупке или продаже недвижимости, ежегодного подоходного налога от сдачи в аренду), взимаются муниципальные налоги на проживание (которые всё обещают упразднить) и владение.
«Этот налог политизирован и зависит от планов мэрии по благоустройству, которые они решают за счёт инвесторов», — говорит эксперт по недвижимости во Франции Ирина Дюпор.
Однако она подчёркивает, что хотя во Франции налоги и высокие, здесь есть масса льгот. 20% снижение налога на единственное жильё, льготы на инвестиционную недвижимость, система, когда амортизационные отчисления превышают доходы, их можно применять для снижения стоимости основного места налогообложения и 5-летняя льгота, если жильё переводится из нежилого фонда. Также, что особенно интересно, налог на владение жильём в новостройках может не взиматься в первые два года, потому что считается, что во Франции большая нехватка жилья и надо стимулировать его покупку.
Мэрии Франции при исчислении налога на имущества вручную смотрят на ситуацию. Иногда бывает, что промышленное предприятие так хорошо всех кормит, что за счёт этих налогов снижаются остальные платежи. Оценочная стоимость недвижимости здесь также «плавающая» и «корректируемая».
А в Германии оценочной стоимости вовсе нет, налогооблагаемой базой служит цена, указанная в договоре. Именно от неё, как отмечает эксперт Наталья Функ, власти начислят 3.5% при покупке жилья и могут даже снизить ставку в тех регионах, где высока стоимость недвижимости, чтобы не снижать спрос на неё дальше.
Налога на владение жильём в Германии как такового нет. Граждане платят налог на землю, который рассчитывается налоговой инспекцией с учётом того, как они распоряжаются своей долей (используют в частных целях или для аренды или в коммерческих целях), от местоположения этой земли и ряда социальных факторов.
Участок земли, где находится квартира собственника и где он живёт, например, будет иметь ставку 1/1000 стоимости земли. И при расчёте налога возникнет множество льгот для разных категорий лиц. Так, если даже квартира сдаётся, но здесь живут социально незащищённые группы людей, льгота на налог на имущество на такое социальное жильё составит до 80%. Сегодня же, когда собственник не получает дохода от аренды, она снижается в ряде случаев до 0%.
«Мне кажется правильной такая поддержка социально незащищённых семей, — говорит Сергей Михайлович Катасонов. — Сегодня, когда правительством Мишустина взят курс на цифровизацию и учёт доходов домохозяйств, поэтому и в России незащищённая семья может получить вычеты».
Речь идёт о том, в частности, чтобы застройщики, занимающиеся проектами строительства социального жилья для сдачи его в аренду, могли получить субсидии или вычеты при исчислении налога на имущество.
Пока неясно, как будет выглядеть новый подход к государству в сфере налогообложения недвижимости. Но ясно одно: он будет способствовать тем целям, которые поставило перед собой правительство России по обеспечению населения доступным жильём.